Эти куклы из дерева, пластика и текстиля, но внутри каждой, без сомнения, душа. Точность деталей завораживает. Шаман, который, кажется, вот-вот начнет стучать в бубен. Высоцкий – пусть и пластиковый, но в глазах мудрость. Чтобы создавать такие шедевры, оказывается, не обязательно иметь специальное образование. К примеру, Наталья Калашникова – инженер-химик. А куклы – ее хобби. Говорит, вдохновение может прийти в любой момент.
– Были мы в Праге и на берегу Лутавы, увидели такого колоритного старика. Он был похож на разбойника, на пирата на пенсии. Мы подошли, познакомились, поздоровались. Он оказался таким классным стариком. Мы сделали его фото. И он у меня потом из головы не выходил, – рассказывает мастер авторских кукол Наталья Калашникова.
В итоге несколько бессонных ночей, и получилась целая композиция. Куклы маленькие – работа трудоемкая и кропотливая. Художник должен быть одновременно и модельером, и парикмахером, и скульптором. Главное, угнаться за полетом фантазии. Бывает, чтобы подобрать ткань для костюма, нужно обойти дюжину магазинов. Или приходится специально вручную «состаривать» материалы, будто кукла уже до этого жила, а лица срисовывать с портретов реальных людей.
– К примеру, эта кукла принцесса Элеонора Митуанская выполнена по портрету средневекового художника Пар-Бюста младшего и изображает собой принцессу Элеонору Митуанскую, которая в будущем стала королевой Австрии. Я как раз и хотела сказать, подчеркнуть драгоценность человеческой жизни, ребенка, детства, – говорит президент новосибирского Клуба художественной авторской куклы Елена Ковалюк.
В Новосибирском областном театре кукол такая выставка впервые. Заинтересовала малышей и взрослых, привлекала внимание актеров. Можно почерпнуть новые идеи, ведь от кукол, что выступают на сцене, авторские отличаются.
– У нас актер возьмет куклу, начнет ей управлять, вдохнет душу, и кукла тогда заживет, когда она уже начнет работать, говорить, петь и так далее. То есть действовать. А здесь кукла должна жить и тогда, когда она просто стоит и смотрит, – говорит главный режиссер Новосибирского областного театра кукол Ольга Гущина.
Кукла разговаривает с помощью художественных средств – мимикой, позой, одеждой. Кукла как целый спектакль, как театр одного актера – главная идея выставки. Открыли ее накануне профессионального праздника Дня кукольника. Оценить тонкую работу художников могут все зрители областного театра кукол до конца марта.