«Реализация природоохранной деятельности на территории города Новосибирска в рамках года экологии» - с таким докладом выступила начальник отдела охраны окружающей среды департамента энергетики и жилищно-коммунального хозяйства по вопросам реализации природоохранной деятельности на территории города Новосибирска Мария Сидорова.
Во время обсуждения доклада среди участников заседания возникла полемика вокруг проблемы весеннего запыления города после таяния снега. В качестве примера образцового содержания города был приведен Душанбе, а также опыт борьбы с весенней пылью в Швеции и Норвегии.
- Пыль на улицах образуется как следствие обработки дорог песко-соляной смесью во время зимнего сезона, - напомнила Мария Сидорова. – Уровень запыленности действительно высокий. Помимо песко-соляной смеси, пыль выносится вместе с почвами с газонов.
Начальник отдела охраны окружающей среды пояснила, что уборка дорог в городе начинается только с наступлением стабильной положительной температуры воздуха. Коммунальщики не могут выводить уборочную технику на улицы, когда в городе еще бывают ночные заморозки, а техника использует воду для очистки улиц от грязи. Если же спецтехника выйдет на ночные улицы раньше положенного срока, то на следующее утро в городе произойдет транспортный коллапс. Мария Сидорова напомнила участникам заседания, что сравнение Новосибирска с Душанбе нельзя считать корректным, так как города находятся в разных климатических зонах. По ее мнению, пыль в Новосибирске скоро должна исчезнуть, так как скоро начнет расти трава, зелень будет сдерживать почву на газонах, уйдут заморозки и коммунальные службы выйдут на уборку улиц.
Напомним, что в зимний период дорогам города необходимо около 20 тысяч тонн соли и почти 70 тысяч тонн песка. Об этом накануне минувшей зимы сообщал VN.ru. Технология приготовления технического реагента основана на послойном замешивании песко-соляной смеси. Накануне зимы 2016-2017 коммунальщики изменили концентрацию хлоридов. Если в прошлом году использовали шесть процентов соли, то в этом уже десять. При этом заказ на производство песко-соляной смеси вырос почти на десять тысяч тонн. То есть, масштабы использования данной смеси для борьбы с гололедом растут, а значит, растет и количество пыли на дорогах Новосибирска.
Есть ли альтернатива? Корреспондент VN.ru выяснил, что позитивные примеры о якобы решении всех проблем с гололедом «без шума и пыли» в странах Скандинавии оказались преувеличенными. Да, на смену песко-соляной смеси в этих странах пришли жидкие реагенты, а также фрикционные материалы (щебень, мраморная и гранитная крошка). Но, как показала практика, фрикционные материалы наносят серьезный урон шинам и кузовам автотранспорта. Образующиеся продукты разрушения разносятся на значительное расстояние от дорог, загрязняя придорожные ландшафты, и поэтому в странах Скандинавии продолжается поиск методов борьбы с гололедными явлениями.
Финны пошли еще дальше – они посыпают зимние дороги гранитной крошкой, весной ее собирают, моют, просушивают и хранят до следующей зимы.
- Гранитная крошка может быть альтернативой песко-соляной смеси, но это очень дорого, - считает председатель общественного совета при министерстве транспорта и дорожного хозяйства Новосибирской области Алексей Носов.
Химреагенты – тоже не выход, что доказывает практика их использования коммунальными службами Москвы, начиная с 2000-х годов. Попытки заменить техническую соль на новые химические реагенты не увенчались успехом, так как они создавали «масляную» пленку на дороге, увеличивая тормозной путь автомобиля в несколько раз. Хлористый кальций, входящий в состав жидкого реагента, разъедал металл автомобилей, обувь пешеходов, вызывал аллергию у людей и ожоги лап домашних животных. Поэтому в столице для борьбы с гололедом по-прежнему используют преимущественно песко-соляную смесь, но бюджет коммунальных служб Москвы позволяет закупать и гранитную крошку. В Петербурге с гололедом борются также исключительно с помощью соли и песка.
В городах Сибири в приоритете также остаются песок и соль, использование которых регламентируется СНИПами, ГОСТами по борьбе с гололедицей, где прописаны нормы расхода на квадратный метр, а также условия, когда применяется соляной раствор, а когда - песко-соляная смесь.
- Соль - это натуральный продукт, - пояснил ресурсу irk.ru начальник цеха общестроительных работ МУП «Иркутскавтодор» Андрей Пономарев. - В песко-соляной смеси доля соли всего десять процентов, все остальное - это песок и щебень.
Специалист «Иркутскавтодора» приоритетным считает вопрос безопасности, потому что на первое место поставлены жизни людей, которые двигаются на машинах и по пешеходным переходам. А все остальное - разъеденные солью обувь и резина, весенняя пыль на улицах – тоже проблема, но менее значимая по сравнению с вопросом снижения ДТП на дорогах и травматизма на тротуарах.
Новосибирск ищет свои пути решения проблемы. Так, в прошлом году инженеры Новосибирского государственного технического университета (НГТУ) разработали первую российскую мобильную установку для борьбы с гололедом на тротуарах без повреждения асфальта. Об этом прошлым летом сообщил ТАСС представитель учрежденной НГТУ компании-разработчика Сергей Матвеец. Машина напоминает мотокультиватор, который используют дачники. Только вместо вспахивающих землю ножей она оборудована металлическими щетками, которые, быстро двигаясь, счищают лед с тротуара. Мэр Новосибирска Анатолий Локоть ознакомился с разработкой и поручил профильному департаменту мэрии оценить перспективы использования этой машины на городских улицах.
На сегодняшний день не найден способ решения проблемы, во всяком случае, устраивающий всех - чиновников, экологов и остальных жителей Новосибирска. Выход один: продолжать разработки новых методов борьбы с гололедом зимой таким образом, чтобы весной не погружать город в облака пыли.