В Новосибирске куполу НОВАТ исполнилось 90 лет: куда исчезла «чешуя»

Фото Андрея Заржецкого и Музея Новосибирска
Легендарный Оперный «облысел» — возвращение «чешуи» на купол отложено на неопределённый срок. Декоративное покрытие якобы уже «отреставрировано и готово к монтажу», однако не всё так просто. Установка декоративных элементов возможна только после получения разрешения соответствующей подрядной организацией, которая имеет право на такую сложную работу. Региональный Минкульт неправомерен контролировать деятельность театра, который, напомним, находится в федеральной собственности.

Если главным городом Сибири считается Новосибирск, а в нем центральным сооружением является Сибирский Колизей – ныне НОВАТ, то символом Сибири выступает важнейшая часть НОВАТа – уникальный купол, олицетворяющий обширный охват необжитых пространств и сибирскую силу. Как-никак, уже 90 лет купол, или 8-сантиметровая выпуклая железобетонная оболочка, держит на тросовых тяжах многотонные грузы: потолочную экранную тарелку подвеса и 2,5-тонную люстру. Сверху давит на купол деревянная обрешетка с мусором, оставшимся от нашествий горе-реставраторов. Зимой к этому весу добавляется до 250 тонн снега, наметаемого на чешуйчатую черепицу. На тяжелую трудовую вахту купол-атлант заступил 25 октября 1934 года. И с тех пор страсти по куполу не утихают.

Из конструктивизма в сталинизм

В этот день определилась дата окончания купольных работ театрального долгостроя. С помощью 29 домкратов, установленных под фермами подкупольной опалубки, эти сшитые доски строители спустили вниз и разобрали. На сам купол, еще покрытый досками, взошли первые экскурсанты из числа причастных к строительству, по проекту, синтетического театра, макет которого в виде округлой конструкции из гигантских шаров демонстрировали толпе на митинге по случаю начала стройки в мае 1931 года.

© Таким мог стать Новосибирский театр оперы и балета.

Однако по закладке фундамента и выстраивании стен к 1935 году театр «поменял ориентацию». По воле московской власти он эволюционировал из стиля в стиль: концепция конструктивизма перетекла в формы сталинского ампира. Из всех шаров остались сферические сегменты, составляющие стены амфитеатра и задний двор, само-собой – шаровидный купол, напоминающий верх боевой каски. В целом здание приобрело помпезность, монументальность и имперское величие.

Шедевр большого диаметра

Из всей синтетической сути первоначальной грандиозной задумки, когда подразумевалось вместить в глобальную архитектурную композицию разного рода «излишества»: бассейн, механизацию сцены, библиотеку, архив, читальный зал, а также обеспечить проход демонстраций и проезд танков. От всех этих маниловских прожектов архитекторы отказались, оставив потомкам один мировой шедевр – 60-метровый купол. Его идея, воплощение и расчеты стали делом ума и рук двух единомышленников, основных ученых, архитекторов-строителей.

© Архитектор Борис Матэри считается одним из главных создателей купола НОВАТа.

Их стоит назвать поименно. Профессор Петр Пастернак и архитектор Борис Матэри. Учитель и ученик. Петр Леонтьевич некоторое время присматривался к молодому архитектору, поручал ему сложные задания, которые ученик решал и воплощал с успехом. Матэри возвел ряд объектов на Магнитогорском металлургическом комбинате. Когда в Москву поступил заказ на купольное покрытие новосибирского Оперного, мастер поручил ученику самостоятельную работу: рассчитать проект купола, который еще никто в мире не возводил. Борис Фердинандович с блеском справился с этой задачей и поехал в Сибирь для авторского надзора за великой стройкой. Он понимал, что своим проектом войдет в историю театра, города, Сибири, страны и мира. Однако с авторством вышла и сегодня активно муссируется такая «загогулина».

Награждение непричастных?

В народе бытует мнение о том, что такое стройка вообще. Это, в четыре этапа, шумиха, неразбериха, наказание невиновных и награждение непричастных. В случае с Матэри народная примета дала сбой.

Что ж, шум расстрела был, когда архитектора Матэри уже наградили. Когда убирали опалубку, выбив затычки из бочек с песком, в которые были погружены стойки, держащие опалубку под затвердевшим цементом купола, то рабочие выбирали песок осторожно, по стакану, и в это время архитектор не стоял в сторонке, наблюдая процесс опускания с безопасного расстояния. Подобно тому, когда сдают мост, по которому движется груженый состав, и под мостом стоит архитектор мостового перехода, своей жизнью подтверждая правильность проекта, так и по факту сдачи объекта Борис Фердинандович стоял на макушке купола, риском для жизни доказывая верность расчетов. Отделение опалубки от купола прошло удачно. От горисполкома архитектора и его группу наградили денежной премией под туш оркестра с последующим банкетом. После войны «сердечное спасибо и низкий поклон» за создание купола как символа страны выразили ему руководство театра и коллектив артистов.

Однако ряд авторов, пишущих сегодня на архитектурные темы, утверждает, что всё было не так. Дескать, забытой оказалась одна трагическая фигура – главный инженер стройки ДНиКа Сергей Полыгалин, расстрелянный в 1937 году за монархический заговор, промачивание 100 тонн цемента, порчу электромотора бетономешалки и покупку негодных стройматериалов.

Дочь за отца

Стараниями дочери репрессированного инженера Марии Виноградовой, заполонившей своими комментариями 70-летний юбилей НОВАТа, на театре с помпой обновили памятную доску, добавив к списку «сплошь московских архитекторов» фамилию местного строителя, ее отца. В самом деле, в памятный декабрь 37-го года пришли за ним, расстреляли через несколько дней. Реабилитирован в середине 50-х годов.

В упомянутый юбилей и ранее, авторы Мария Роговая, Слава Касаткина, Лариса Суряга, Валерий Габрусенко и другие, в разной степени уверенности и информированности, но вослед дочери стали утверждать, что истинный автор купола – не московский архитектор Матэри, а репрессированный Полыгалин, который именно своим «авторством» заслужил вечное место на памятной меди. Архитекторы, видите ли, сделали только проект, который воплощать в жизнь отказались по разным причинам: силенок не хватило, ответственности испугались, помешали погодные сибирские условия. А главный инженер Полыгалин не только придумал и рассчитал проект производства работ по возведению купола, но и возвел его. Поэтому он главный герой. Ему – запоздалый почет!

Секрет купола

С этим категорически не согласен профессор архитектуры Геннадий Чибряков, борющийся за чистоту истории.

 Профессор говорит, что один человек, пусть с высшим техническим образованием, не мог провернуть такой объем работ и вычислений в тех условиях, когда страна щелкала костяшками на счетах и крутила ручки арифмометров. Ведь над проектом купола и способом его возведения работали не только Пастернак и Матэри, но целое расчетное учреждение «Гипрострой», имевшее лицензию. Под руководством Пастернака Б.Ф.Матэри разработал проекты купола, кулуаров, портала и строительных лесов, Е.С.Закс – амфитеатр и вестибюль, Б.Л.Ронина – пристройку к сценической коробке, деревянную оболочку купола и карманы.

Главное, к секрету возведения купола относится обстоятельство знания нюансов объекта, которыми ни один архитектор делиться не будет. Чтобы создать купол, необходимо было иметь на руках расчеты по ветровой нагрузке, структуре почвы, сейсмоустойчивости и данные по сотням других параметров. Эту базу Пастернак и Матэри под рукой имели, они знали предмет, да и коллектив расчётчиков был под рукой. Именно москвичи создали и проект купола, и всю техническую документацию по его постройке. В столице в 1933 году прошел расширенный технический совет по конструктивному решению и возведению купола ДНиКа. Докладывал Матэри. Его проект совет признал научным достижением планетарного масштаба.

По словам Чибрякова, купол, как архитектурный шедевр, родился в связке одаренных ученых, способности которых оценило правительство. Ученого Пастернака специально пригласили в СССР из Германии возглавить «Гипрострой», который был призван решать глобальные строительные проекты. Страна строилась, нужна была научная база и работоспособные коллективы конструкторов и расчетчиков. Именно Пастернак принес в нищую Советскую Россию европейские архитектурные секреты, подобрал единомышленников, в синергии с которыми стал отстраивать страну.

Общее дело

Поэтому главный инженер Сергей Полыгалин неоднократно ездил в столицу и привозил кипы чертежей и расчетов, по которым вел стройку. Кроме того, Полыгалин и начальник строительства Ержембович писали в «Гипрострой», чтобы Матэри продлили командировку на год, поскольку помимо надзора за возведением купола и в связи с архитектурным переходом из конструктивизма в ампир, они просили переделать проект вестибюльной группы вкупе с другими переделками. Конечно, Матэри помог. С главным инженером они делали общее дело и не ссорились.

© Сергей Полыгалин.

Столкнувшийся с хаосом на стройке, Полыгалин обращался в томский строительный вуз, чтобы исправить акустику в зале, где терялся звук. Без ученых одной прорабской сметкой и тут было не обойтись. Зато главный инженер был специалистом-хозяйственником и грамотно читал чертежи, по которым организовывал работу рядовых строителей, что тоже важно. В своих дневниках он жаловался на недостаточное финансирование и нехватку рабочих рук. Но приписывать репрессированному чужие авторские заслуги, чтобы побыстрее его фамилию в меди вывести, нелепо и некрасиво. Так что обновленной памятной доской, где к тому же фамилия Матэри написана неправильно, НОВАТ вляпался в очередной долгоиграющий скандал. Хотя администрация подстраховалась от обвинений: на доске создателей театра перераспределили по категориям – творцы карандашных проектов названы архитекторами, инженерами стали расчетчики и авторы рабочих чертежей и смет, отведено место скульпторам и художникам. Матэри и Полыгалин попали в «инженеры».

По идее, помимо лиц, упомянутых для почитания потомками, театру необходима вторая доска – с именами репрессированных строителей, коих набирается до полусотни человек. В числе первых, по рангу в строительстве, должен быть упомянут Полыгалин, затем начальник строительства Ержембович, главбух Осовский, старший прораб Потапов, конструктор Рубинчик… нормировщик Нестеров, бетонщик Коломницкий, разнорабочий Кабышев. Все они своими руками возводили символ Сибири и незаслуженно погибли от жестокой власти, страдавшей перегибами на пути в светлое будущее.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент