В феврале 2016-го новосибирцы увидели «Турандот» Пуччини, в июле – «Аиду» Верди, в октябре – «Пиковую даму» Чайковского, и вот – вердиевский «Бал-маскарад». Определяя жанр будущей постановки, режиссер всякий раз апеллировал к публике, как бы направляя вектор ее взаимодействия со спектаклем: так, «Турандот» была названа оперой-квест, «Аида» – fashion-оперой, «Пиковая дама» стала игрой. Представленный новосибирцам в уикенд «Бал-маскарад» обрел статус триллера.
По словам Вячеслава Стародубцева, предпосылки к такому определению жанра заложены в самой музыке, а также в либретто, где есть ночное зловещее поле, колдунья Ульрика и убийство главного героя. Как о триллере, о спектакле в стиле нуар писали и о «Бал-маскараде», поставленном в «Метрополитен-опера».
- Причем, интрига сохраняется до самого конца, – уточнил в перерыве генеральной репетиции дирижер Дмитрий Юровский. – Ведь на маскараде со стороны никогда не знаешь, кто замышляет убийство. Хотя, конечно, находясь в театре, зрители видят и то, что в обычной ситуации скрыто. Можно назвать эту вещь не триллером, а хорошим детективом. Ведь когда мы читаем детектив, можем и на второй странице догадаться, кто кого убьет. Но это можно описать примитивно, а можно с большим искусством, большим вкусом и большой любовью. Как в данном случае, здесь все постарались – и либреттист, и композитор. И если бы во времена Верди был развит кинематограф, то «Бал-маскарад» был одним из претендентов на экранизацию.
«Бал-маскарад» обрел статус триллера.Фото Виктора Дмитриева
Но на премьере зрители были увлечены не только сюжетом: выразительная сценография, роскошные и стильные костюмы персонажей, завораживающий свет, неподдельно мощные страсти героев, должных выбирать между чувством и долгом, красивейшая музыка и пение были сполна оценены долго несмолкавшими овациями.
В премьерном спектакле главные партии исполнили Сергей Кузьмин (Ричард), Павел Янковский (Ренато), Ирина Новикова (Амелия), Ольга Обухова (Ульрика), Дарья Шувалова (Оскар). Однако создатели рекомендуют непременно послушать и другие составы.
Режиссер-постановщик оперы «Бал-маскарад» Вячеслав Стародубцев:
– Надеюсь, что основная идея спектакля прозвучит актуально для современного зрителя. Ежедневно мы обязаны делать выбор, на который влияют политическая обстановка, семейные обстоятельства, новости социальных сетей и даже погода. Любовь заставляет совершать великие поступки, завоевывать города и менять себя, но выбор между личным и общественным не всегда приводит к гармонии и покою. История любви может оказаться светлой романтической сказкой или жестоким оперным триллером.