Новосибирск 4.3 °C

Открытость, конкурентность и «неприятные» сюрпризы

27.08.2014 00:00:00

Претенденты на губернаторский пост в Новосибирской области вышли на финишную прямую. Выборы состоятся 14 сентября, но уже сейчас можно подвести некоторые промежуточные итоги.

Признаки демократичности выборов
Легитимность, конкурентность, открытость — основные признаки, по которым можно судить о демократичности выборов и самой региональной власти. В Липецкой и Новгородской областях, например, врио губернаторов «включили» административный ресурс, из-за чего коммунисты не смогли зарегистрировать своих кандидатов.

Поначалу в Республике Алтай и в Алтайском крае оппозиция также упрекала действующую власть, однако оппозиционные кандидаты все же были зарегистрированы. Перед региональной властью встал вопрос: или подвергнуть сомнению результаты голосования, когда кандидат становится руководителем региона на фоне отсутствия ирреальных соперников, или гарантировать избирателю реальные альтернативы.

В первом случае кандидат с помощью административного ресурса получал кресло руководителя региона, но одновременно ставил бы под сомнение легитимность самого института власти, что, несомненно, негативно отразилось бы в дальнейшем на положении дел в регионе. Во втором случае, отказавшись от фантома «сокрушительной победы», он получал бы в случае избрания безусловную поддержку как со стороны своих сторонников, так и оппонентов, у которых исчезали бы основания обвинять его в нечестной игре в одни ворота.

Речь в этом случае идет уже не о победе на выборах, а о дальнейшей политической конструкции в регионе, когда слабая власть, которую упрекают в нелегитимности, существенно ограничивала бы себя в выборе управленческих стратегий.

Политика согласования интересов
Особенность нынешней политической ситуации в регионах такова, что любой избранный губернатор будет обязан проводить политику согласования интересов элит, различных групп населения, достижения консенсуса.

В конечном итоге в Алтайском крае был зарегистрирован коммунист Сергей Юрченко, которому «Единая Россия» помогла пройти муниципальный фильтр, а в Республике Алтай — Владимир Петров, баллотирующийся от партии «Гражданская сила». Именно они составят реальную конкуренцию действующим врио руководителей регионов. Понятно, что в случае победы «кандидатов власти» она не будет «оглушительной», но от этого не станет менее весомой.

Открытость и конкурентность выборов могут преподнести «неприятные» сюрпризы, например необходимость проведения второго тура. Однако второй тур — это демократическая процедура, и победа «со второго раза» нисколько не снижает легитимности избранного губернатора. Анализируя ситуацию и электоральные предпочтения в регионах, можно предположить, что второй тур возможен в Республике Алтай и Красноярском крае. Оппонент нынешнего врио руководителя Республики Александра Бердникова — Владимир Петров — известный на ее территории человек, пользующийся поддержкой значительной части населения. В Красноярском крае основную конкуренцию Виктору Толоконскому составит Иван Серебряков, выдвинутый партией «Патриоты России».

Когда победитель уже понятен
В Новосибирской области и Алтайском крае выборы, скорее всего, будут референдумными, когда победитель уже понятен. Однако если в Алтайском крае Александр Карлин имеет все шансы одержать верх в открытой и конкурентной борьбе над своим реальным и весьма серьезным соперником, то в Новосибирской области конкурентами Владимира Городецкого стали Анатолий Кубанов («Справедливая Россия») и Дмитрий Савельев (ЛДПР). Оба этих политика на прошедших в апреле выборах мэра Новосибирска не набрали и по три процента голосов.

Однако нет оснований утверждать, что Городецкий использовал административный ресурс, чтобы не допустить реальных соперников к предвыборной гонке. Один из основных его оппонентов, который мог бы побороться за губернаторское кресло, Анатолий Локоть уже при месте — в апреле он был избран мэром Новосибирска. Другой — Иван Стариков, который предпринял усилия, но не набрал необходимого количества голосов муниципальных депутатов.

Фильтр отсекает случайных
Стариков продемонстрировал, что оппозиционный кандидат вполне способен преодолеть муниципальный фильтр и набрать необходимое число голосов. Но это только в том случае, когда субъект Федерации принимает решение о разумном количественном барьере. В Новосибирской области этот порог оптимален. Из его голосов «вычли» всего несколько — муниципальные депутаты дали добро сразу двоим кандидатам, что запрещено законом.

То, что муниципальный фильтр не является препятствием, продемонстрировал Иван Серебряков в Красноярске. За ним стоит мощная партийная структура, обеспечившая себе фракцию в Горсовете. Получается, что при планомерной, регулярной политической деятельности любая партия способна обеспечить своему кандидату прохождение муниципального фильтра.

Фильтр, кроме того, отсекает от участия в выборах людей случайных, маргинальных, способствует консолидации элитных групп, формированию прочных альянсов, устойчивых отношений среди различных групп местных элит. Кроме того, это значительно поднимает статус органов местного самоуправления, с которыми теперь придется считаться высшему должностному лицу субъекта Федерации, наделяет низовые органы управления реальной властью.

Таким образом, фильтр стимулирует политические партии к систематической работе на территории муниципальных образований, формированию коалиций, что ведет к повышению стабильности и эффективности всей политической системы. К тому же это наиболее эффективный и действенный способ борьбы против административного ресурса.

Усилить ответственность депутатов
Другое дело — величина фильтра и процедура его прохождения. Если отменить правило «один депутат — один голос», то есть вероятность, что голосами начнут приторговывать, да и сам смысл такого фильтра потеряется. А вот усилить ответственность депутатов стоит: если отдал два голоса, зная, что нарушаешь закон, неси за это ответственность.

Совершенно необоснованно увеличивается депутатский порог. Если в Новосибирской области это пять процентов от числа депутатов (кандидат должен набрать 297 подписей), то в Алтайском крае — 540 подписей, из которых 136 должны составлять подписи депутатов городского и районного уровней.

Остается вопрос и по поводу пропорции сбора подписей, но нельзя допустить, чтобы фильтр работал только за счет депутатов крупных поселений. Возможно, после дня голосования в обществе будет исследован опыт этой кампании и будут приняты совместные решения.

Надо понимать, что нынешние губернаторские выборы — это еще и своеобразный смотр позиций накануне муниципальных и региональных выборов. Низкий уровень легитимности, несомненно, отразится на будущих результатах «команды» избранного губернатора. А допущенные им нарушения демократических процедур сейчас резко снизят степень доверия поддерживаемым им кандидатам.

Для партий, которые принимают участие в нынешних выборах, прямое или в составе коалиций, это возможность заявить о себе, наладить контакты с массами населения, сформировать партийные структуры на местах, в конце концов, убедить людей в преимуществах своей программы. Особенно это касается «новых» партий, некоторые из них уже громко заявили о себе. Например, «Патриоты России», которые составляют реальную конкуренцию традиционным «патриотическим» партиям, либеральные партии «Гражданская платформа» и «Гражданская инициатива», выдвинувшие своих кандидатов в ряде регионов, например в той же Республике Алтай.

СПРАВКА
В единый день голосования 14 сентября выборы пройдут во всех регионах страны, включая два новообретенных — Крым и Севастополь. В этот день предстоит избрать губернаторов в 30 регионах. По данным Центризбиркома РФ, 40 политических партий выставили почти двести кандидатов.

Вам было интересно?
Подпишитесь на наш канал в Яндекс. Дзен. Все самые интересные новости отобраны там.
Подписаться на Дзен

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: