Речь идёт о семи отроках, пострадавших за веру в городе Ефесе (современная Турция), которых звали Максимилиан, Иамвлих, Мартиниан, Иоанн, Дионисий, Ексакустодиан (Константин) и Антонин.
Жили юноши в III веке. Все они были из знатных семей, дружили с детства, с достижением возраста поступили в армию и все были христианами. Во время гонений на христиан в Ефес прибыл император Декий, который стал выявлять среди жителей города противников язычества. Недоброжелатели тут же донесли императору о семи воинах-христианах, которых схватили и привели к Декию.
Поражённый молодостью воинов, император дал им время одуматься, пока он будет в походе, и отпустил с миром. Но юноши, решив не отрекаться от Христа, удалились в пещеру и стали проводить время в молитве, готовясь к мученической кончине за свою веру. Вернувшийся из похода император, узнав, что отпущенные им юноши так и не отреклись от своей веры и узнав, где они скрываются, велел замуровать пещеру, чтобы они там умерли от голода и жажды. Но Бог навёл на отроков чудный сон, продолжавшийся почти два столетия.
К тому времени гонения на христиан прекратились. Владелец участка земли, на которой находилась гора с этой пещерой, начал каменную постройку, и рабочие разобрали замурованный вход. Увидев спящих юношей, они очень удивились и разбудили их. Те, не подозревая, что прошло почти 200 лет, отправили самого младшего в город за хлебом. Подойдя к городу, юноша поразился, увидев на воротах святой крест.
Расплачиваясь за хлеб, он подал торговцу монету с изображением императора Декия и был задержан, как скрывший клад старинных монет. Во время допроса у градоначальника всё и выяснилось. Отправившись в пещеру и увидев в ней живых отроков, все возрадовались и поняли, что Господь, через пробуждение их от долгого сна, открывает людям тайну воскресения мёртвых.
С тех пор в народе и родилось поверье, что во время бессонницы нужно молитвенно обращаться к святым отрокам Ефесским. Как считают православные, особенно это действует, когда не спят младенцы. В православии даже выражение есть «моление о младенце неспящем».
Существует специальная молитва к семи отрокам Ефесским, но поскольку составлена она на церковнославянском языке, который с трудом понимается современными людьми, то обращаться к ним можно своими словами, главное, чтобы обращение это было искренним.