Если на «Транспортной неделе» в Москве подводятся итоги и определяются задачи на следующий год, то спецификой Сибирского транспортного форума может стать видение будущего, взгляд за горизонт (А. А. Травников)
Форум: основные акценты
— У Новосибирской области мощный экспортный потенциал, — подчеркнул врио губернатора.
В Москве перспективу Новосибирской области тоже видят в укреплении ее транспортно-логистического каркаса. Прибывший на форум заместитель министра транспорта РФ Александр Юрчик продолжил тему развития внешнеторговых связей. Федеральный чиновник отметил, что Новосибирская область становится одним из главных узлов транспортных магистралей. Если раньше активно развивалось западное направление, то в последнее время все большую значимость обретает восток.
Отмечая серьезное влияние нашей области на развитие территории Сибирского макрорегиона, Андрей Травников обратился к представителям других субъектов СФО с предложением не конкурировать между собой, а объединить стратегические преимущества, усиливать связи между агломерациями.
Формирование транспортного каркаса агломерации в регионе рассматривается как часть стратегии «Сибирское лидерство». По мнению Андрея Травникова, от того, насколько грамотно и эффективно будет выстроена транспортно-логистическая инфраструктура, насколько адекватно она будет отвечать потребностям региона и бизнеса, готового вкладываться в экономику, зависит будущее территории всей области, а не только ее агломерационного ядра.
Рассказывая о транспортном каркасе, ректор СГУПСа Алексей Манаков сообщил, что, по расчетам ученых, его создание позволит повысить торгово-промышленный потенциал региона в два раза. Единое транспортное кольцо даст возможность уменьшить количество транзитного транспорта на улицах Новосибирска. Это, в свою очередь, снизит количество дорожно-транспортных происшествий и в 2,5 раза сократит выбросы в атмосферу загрязняющих веществ от машин. Соединение в единый каркас федеральных и региональных дорог будет способствовать повышению скорости передвижения по ним в среднем на 12 километров в час.
Полномочный представитель Президента в СФО Сергей Меняйло заявил, что рассматриваемый на совещании документ можно назвать проектом инфраструктурного развития не только Новосибирской области, но и всей Сибири.
— Без реализации подобных масштабных инфраструктурных программ, особенно в регионах Сибири и Дальнего Востока, невозможно говорить об экономическом развитии территории в целом, — подчеркнул полпред.
В ближайшее время разработчики проекта учтут все замечания, высказанные в ходе дискуссии, и внесут необходимые изменения. Проект транспортной стратегии Новосибирской области уже в сентябре текущего года рассмотрят специалисты Министерства транспорта РФ и Федерального дорожного агентства. Андрей Травников в завершении дискуссии пригласил заинтересованных экспертов, в первую очередь представителей сопредельных регионов Сибирского федерального округа, подключиться к дальнейшему обсуждению проекта транспортной стратегии Новосибирской области.
Подводя итоги форума, глава региона озвучил некоторые цифры. В этом году в рамках работы десяти секций прошло 35 мероприятий, где прозвучало 450 выступлений. Выставка индустрии транспортной и складской логистики и инфраструктуры TransSiberia/Translogistica-2018 разместилась на площади 7 200 квадратных метров и представила 96 экспозиций. Деловую программу и выставку за три дня посетили 7 420 человек. Всего в работе форума приняли участие делегации из 24 российских регионов и девяти зарубежных стран.
В завершение Андрей Травников сказал, что при подготовке программы форума 2019 года обязательно будут учтены все пожелания и предложения, поступившие в адрес организаторов. По его словам, диалоговая площадка сохранит акцент на стратегическое планирование развития транспортного комплекса.
— Если на «Транспортной неделе» в Москве подводятся итоги и определяются задачи на следующий год, то спецификой Сибирского транспортного форума может стать видение будущего, взгляд за горизонт, — подчеркнул глава региона.
Комментарии
Олег Реш, директор ООО «Колесо»:— На форум меня пригласили во второй раз. В этом году очень понравилась выставка, много интересных экспонатов. Заинтересовала конференция, особенно выступления гостей, приехавших из дальнего и ближнего зарубежья. Вопрос, который меня больше всего волновал, — это закон о такси. Никак не могут ничего с ним решить, но мы надеемся, что в этом году что-то изменится. Не оставили равнодушным темы онлайн-оплаты услуг и самозанятых таксистов.
Антон Васильев, директор ООО «Гранд Авто»:— Меня больше всего интересовали вопросы государственного регулирования нашей отрасли. Первые два дня мы встречались и делились опытом с коллегами, как российскими, так и теми, кто приехали из-за рубежа. На мероприятиях ознакомились с направлениями развития такси в нашей стране. Вывод очевиден: уходим в цифровые технологии, чтобы делать услуги быстрее, лучше, дешевле.
Михаил Фролов, главный эксперт Контрольно-счетной палаты Новосибирской области:— На форуме обсуждаются темы технические и жизненные. Но меня, в силу специфики моей работы, больше интересуют вопросы контроля: насколько все, что озвучивается и планируется, будет подконтрольно в финансовом плане.
Алексей Манаков, ректор ФГБОУ ВО «Сибирский государственный университет путей сообщения»:— Наша работа над проектом транспортной стратегии Новосибирской области необходима для оценки макро- и микроэффектов, социальных последствий от принятия тех или иных решений. Чтобы систематизировать и математически доказать их, сделана комплексная транспортная схема, разрабатывается данная стратегия. И это не окончательный ее проект, а только второй этап. Сейчас идет работа над третьим этапом, обсуждение которого обязательно состоится.
Евгений Янкилевич, генеральный директор АО «Аэропорт Толмачево»:— Я согласен с врио губернатора Андреем Александровичем Травниковым, что нельзя региону узурпировать права на транспортную стратегию Западной Сибири. Но для того, чтобы сделать здесь связанную транспортную сеть, Новосибирская область где-то может выступить и составной частью, где-то — помочь с методологией, ведь у нас очень мощная наука, а где-то — просто выступить локомотивом. Почему это важно? Чтобы экономика развивалась какими-то темпами, надо, чтобы транспортная инфраструктура развивалась в два раза быстрее.
Александр Кулиш, директор ООО «Компания Интерлинк»:— Мы приезжаем сюда уже второй раз, и я хочу сказать, что если бы не было здесь интересно, то, наверное, не ездили. Что привлекает? Во-первых, общение с коллегами, обмен опытом. Во-вторых, возможность послушать новости, касающиеся нашей сферы. В-третьих, мы можем здесь узнать, как власть реагирует на различные вопросы транспортной инфраструктуры и какие в ближайшее время будут приняты законы. Все это не только интересно, это очень помогает нам в работе.
Гарантия долговечности
Андрей Травников и заместитель руководителя Федерального дорожного агентства Игорь Астахов проконтролировали объекты программы комплексного развития транспортной инфраструктуры Новосибирской агломерации.
Запланированную поездку главы региона в Новосибирский район не остановил даже начавшийся дождь. Колонна автомашин с представителями правительства области, Росавтодора, регионального минтранса и Заксобрания в сопровождении журналистов, покинув «Новосибирск Экспоцентр», отправилась к первому объекту проверки — участку реконструкции дороги К-17р (обход Ярково и Верх-Тулы). Благодаря этому проекту транспортные потоки из соседних регионов Сибири и Казахстана смогут, минуя названные населенные пункты, выезжать на региональную трассу, что значительно повысит ее пропускную способность и позволит более интенсивно развивать производственные и торговые связи.
Свернув с трассы, мы проехали по еще не готовому полотну будущего обхода. Даже в таком незавершенном виде оно позволяло двигаться с нормальной скоростью.
Короткая остановка на одном из участков. Телеоператоры под проливным дождем едва успели выставить камеры. Андрей Травников и Игорь Астахов выслушали краткое сообщение о ходе работ, завершить которые подрядчик готов уже в 2020 году вместо предусмотренного планом 2023 года. Более подробную информацию проверяющие получили в штабе строительства участка.
Работы выполняет ОАО «Новосибирскавтодор». Проектом предусматривается устройство мостового перехода, водопропускных труб, примыканий и транспортных развязок. Общая протяженность участка реконструкции — 17,5 километра. Стоимость проекта — 3 миллиарда 208 миллионов рублей.
— Новосибирская область — единственный регион, который вошел в прошлом году в приоритетный проект «Безопасные и качественные дороги» с правом реализовывать долгосрочные проекты, — сказал Андрей Травников. — Один из таких — обход сел Ярково и Верх-Тула. Подрядчик идет с опережением сроков. Созданы все условия для того, чтобы обход был завершен и новосибирцы получили современную скоростную четырехполосную дорогу. И проектировщик, и подрядчик гарантируют ее долговечность — 12 лет до первого крупного ремонта, 24 года — до капитального. Это достойно для российских дорог.
Врио губернатора акцентировал внимание на контроле качества дорожных работ и подчеркнул, что для этого принимаются все необходимые меры. Для технадзора привлекаются восемь организаций, также существует общественный контроль.
Игорь Астахов продолжил:
— Качество является приоритетным при выполнении любых работ. Поэтому, когда осматривали участок, я интересовался, за счет чего достигнуто сокращение сроков строительства. Абсолютно убежден, что на качестве увеличение темпов строительства не скажется. Это было достигнуто за счет мобилизации ресурсов и новых видов управления, о которых рассказал подрядчик.
Вторым объектом, куда отправились врио губернатора и замглавы Росавтодора, стал участок федеральной трассы Р-254 «Иртыш» в Коченёвском районе. Здесь вниманию руководителей был представлен проект, предусматривающий строительство и реконструкцию 30 километров автодороги Новосибирск — Омск с расширением проезжей части с двух полос до четырех, создание обхода поселка Коченёво, устройство шести транспортных развязок и возведение семи мостовых сооружений. Мягкость хода машины по покрытию участка мы все успели оценить, а установленное разделительное бетонное сооружение, без сомнения, послужит повышению дорожной безопасности.
— Мы находимся на федеральном объекте, где проводится реконструкция по новым технологиям. Основной элемент дороги — цементобетон, — рассказал журналистам глава региона. — Очень важно, что здесь тоже работают с опережением сроков.
Игорь Астахов отметил, что Новосибирская область на всем протяжении реализации проекта «Безопасные и качественные дороги» в 2017 году была в числе лучших.
— Я и сейчас очень высоко оцениваю ресурсы, возможности и исполнение этого проекта в регионе, — подчеркнул замруководителя Росавтодора.
Он добавил, что указом Президента от 12 мая были поставлены новые задачи по улучшению сети региональных дорог в целом, причем не только дорог агломераций, но и субъектов Федерации. Очевидно, что федеральное финансирование по регионам на это не будет снижаться.
Андрей Травников рассказал еще об одном перспективном проекте дорожного строительства — участке федеральной трассы Р-254 от Северного обхода до аэропорта Толмачёво и города Оби.
— На сегодняшний день есть предварительная договоренность о включении данного объекта в федеральную адресную программу, — сообщил врио губернатора. — Наша совместная задача, и агентства, и регионального министерства по дорожному хозяйству, — согласовать техзадание, чтобы учесть все перспективы этого участка. И в первую очередь перспективы развития аэропорта Толмачёво, которые обсуждались сегодня на транспортном форуме.
Мнение эксперта
Федор Николаев, председатель комитета Законодательного собрания Новосибирской области по транспортной, промышленной и информационной политике:— Благодаря проведению этих работ мы сможем добиться не только увеличения пропускной способности, снижения аварийности, но и приведения в нормативное состояние региональных дорог. К сожалению, на сегодняшний день они зачастую не соответствуют потребностям региона. Например, уже сейчас средний трафик транспорта на дороге аэропорт Толмачёво — Северный обход составляет 18 тысяч автомобилей в сутки, это норматив автодороги первой категории. Таким образом, строительство и реконструкция этих трасс — и безопасность, и социальный момент, и экономика.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №21 от 23 мая 2018 года