Еще десять лет назад мы и представить не могли, что такое возможно, а сегодня заочная форма обучения в школе быстро набирает популярность. В образовательных центрах проходят мастер-классы «Как мотивировать детей на самостоятельное обучение». Родители изучают школьные программы и уверены, что смогут самостоятельно дать детям лучшее образование, без участия профессиональных педагогов. VN.ru решил разобраться в новом модном веянии в образовании и выяснил, чем заочное обучение так привлекает его адептов и какие у него недостатки.
Свой бизнес в 14 лет – как все успеть
По данным министерства образования НСО, в 2017-2018 учебном году на территории Новосибирска и районов области по заочной форме обучается 3222 ребенка, что составляет около 1% от общего количества школьников. В Новосибирске количество заочников несколько выше – 1,6% от общего числа школьников, или 2721 ребенок. Из них только девять детей выбрали заочную форму обучения из-за проблем со здоровьем. Остальным здоровье вполне позволяет посещать школу, однако они предпочли грызть гранит науки самостоятельно, под бдительным оком родителей.
— Мотивы – высвобождение времени, — говорит педагог школы №83 «Умка» Светлана Гольцер в эфире программы «Есть мнение» ГТРК-Новосибирск. – Это единственный ресурс, который сейчас важен. Школа хочет тотально контролировать время ребенка, она так устроена. Скорее всего, от этой идеи придется отказываться. Мотивы простые: мне нужно успеть гимнастикой позаниматься, у меня модельный бизнес. Вот девочка у нас сейчас уехала в Сингапур, перевелась на заочное, затем опять переведется на очное. И эту образовательную траекторию нужно сопровождать.
Для современного ребенка время – сверхважный ресурс
В школе «Умка» при наполняемости 300 человек учится больше 1000 детей-заочников. Это не только жители Новосибирска, но и других городов России, и даже из-за границы. Например, дети сотрудников посольств или из семей с высокой мобильностью, которые желают получать российское образование. Также как и их сверстники, посещающие обычные занятия, они сдают ЕГЭ и итоговые проверочные работы под камерами. Что касается социализации таких детей, то, по мнению сторонников заочного образования, в современном мире школа далеко не единственная и не главная структура, которая за это отвечает.
Компьютер VS школьный учитель
Современное образование все больше отрывается от личности учителя. Благодаря интернету мы можем пользоваться видеоуроками лучших лекторов по теме, использовать компьютерные тренажеры, чтобы научиться решать задачи по физике и математике, мгновенно получая обратную связь и вариант правильного решения. Как показывает опыт, даже на пианино благодаря электронному учителю ребята начинают играть быстрее.
— Кроме нерационального использования времени, проводимого в школе, второй минус школы – это обязательные домашние задания, которые еще более плохая вещь, чем сидение на уроке, — считает основатель Центра самообразования «Новая школа» Григорий Хацевич. – Нельзя задавать тридцати детям одно и тоже. Если ребенок понял, как решается этот тип задач, нет смысла тратить на него время. Если он решает их с трудом, значит неправильно задавать их на дом, нужно решать сначала задачи полегче. Выбирать, что и сколько решать, должен сам ученик, нужно только предоставить ему какую-то образовательную рамку, чтобы он мог на нее опереться.
Освободившееся время ребята обычно тратят на более углубленное изучение материала, не торопясь оканчивать школу. Не все дети решаются полностью порвать со школой. Некоторые ученики Григория Хацевича выбрали для заочного обучения только один или два основных предмета.
Списывание и никаких знаний
Однако обычные школьные учителя довольно скептически относятся к такой форме обучения. На практике итоговые контрольные работы под камерами сдают далеко не во всех школах, и все это превращается больше в формальность.
— Я скептически отношусь к заочному школьному образованию, — рассказывает преподаватель географии ЧОУ «Юнион» Игорь Резун. – Когда ученик сидит у меня на уроке и делает контрольную, я хотя бы спокоен, что он не заглядывает в телефон. А что толку от этого контроля знаний, когда ученик дома за полчаса решает контрольную с помощью интернета? Может быть, где-то итоговые контрольные школьники-заочники и решают под камерами, но у нас в школе этого нет. Потом на выходе сплошные «пятерки», а где знания?
Освободившееся время школьники-заочники тратят на углубленное изучение материала
По словам Игоря Дмитриевича, в 11 классе у него сейчас два заочника. Разумеется, этим ученикам также придется сдавать ЕГЭ. Однако среди обязательных предметов географии нет, а на выбор ученик может и не захотеть сдавать этот предмет. Получается, что прохождение части школьной программы при такой форме обучения никак не контролируется.
В каком веке работает ваша школа
Во время беседы с новосибирскими родителями директор нашумевшей школы «Летово» Михаил Мокринский отметил, что один из вопросов, которым стоит задаться, отправляя ребенка в первый класс – в каком веке работает ваша школа. Дело в том, что большая часть сегодняшних школ работает в 19 и 20 веке. Причем речь идет об успешных школах, которые несут важные умения и знания детям, но все равно это школы, которые готовят детей к позавчерашнему миру.
— Современная школа обязана не отнимать у ребенка возможности, потому что у ребенка есть право передумать, решить поступать в другой вуз, увлечься чем-то еще, он стремится открывать для себя новые перспективы и с удовольствием нырять из математики в историю и литературу, из истории и литературы – в экономику и обществознание, – считает Мокринский.
Второй важный момент – научить ребенка участвовать в принятии решения по поводу его будущей судьбы, и желательно, чтобы это случилось к девятому классу, а не позже. «Девятый класс – это первая развилка на пути серьезных выборов. В это же время важно определиться не только с профилем вуза, но и с тем, в российский вуз вы собираетесь поступать или в зарубежный».