Речники прокладывают водную дорогу баржам по Оби

Неделю на воде, вдали от дома. Новосибирцы, которые ушли по Оби на Север 17 апреля, достигли устья реки Томь в прошлую пятницу. Они должны обозначить безопасный судовой ход для кораблей.

Поганый, Битеневский, Пушкарев - это названия крупных островов на Оби, мимо которых мы проплываем. С другой стороны – исчезающая деревня Большое Брагино. Берег там подмывает и дома сползают в воду. Например, баня скоро упадет.

Если верить интернет-энциклопедии, в населенном пункте, основанном еще в 1600-ом году, остался лишь один житель. Это уже Томская область, Шегарский район. Недалеко отсюда – в устье Томи – заканчивается зона ответственности новосибирских речников-путейцев. Весной они ставят буи, указывающие безопасный судовой ход. Осенью, когда уровень воды низкий, закрывают навигацию и убирают плавучие знаки на берег.

«На этом участке судовой ход меняется. Он может за навигацию раза два смениться. То есть, если судоводители весной прошли на Север, возвращаются и удивляются: ничего себе, как тут у вас все изменилось!», - рассказал капитан-механик теплохода «Скворец» Евгений Вайс.

Течением сюда несет песок, появляются отмели, говорит Евгений Вайс. Из рубки теплохода он следит за своим экипажем, который сбрасывает за борт плавучие знаки вместе с грузами-якорями. Специалист смотрит, как выравнивается буй и, если все хорошо, произносит: «За кормой!».

Обь здесь гораздо шире, чем в Новосибирской области: кое-где расстояние между берегами больше километра. Несколько раз речной толкач «Прилив» с баржей уходит от столкновения с огромными бревнами. Встречаются топляки. Раньше их убирал так называемый «Карчекран» с лебедками, крепкими тросами. Работала команда водолазов. Сейчас такого судна нет. Деревья, которые могут помешать движению, извлекут из воды с помощью обстановочного теплохода «Скворец».

В рейсе люди трудятся по 12 часов в сутки. И все же выкраивают время для хобби. Передав управление сменщику, опытный капитан Виктор Проскуряков идет в каюту читать на нидерландском языке, откуда русские флотоводцы заимствовали десятки корабельных терминов. Например, гальюн, киль, шпангоуты, фарватер.

Тем временем, второй помощник капитана Валентин Рощинский поднимает гири, гантели и 40-килограммовую штангу, сделанную из лома и старых крепежных деталей. «Что может быть прекраснее, чем занятия спортом на свежем воздухе. Красоты Сибири! Вот так после вахты и занимаемся, помогает поддерживать организм в тонусе. В принципе, у нас работа физическая, бывают нагрузки».

Судовой повар Светлана Герасимова держит в каюте Корелла и ожереловых попугаев Чику и Сашу, которые уже несколько сезонов ходят с ней по реке. Самец смелый: сразу летит знакомиться. «Чика стесняется, не разговаривает - она же девочка! Едят гранат, яблоко, морковку, свежий хлеб обязательно утром и вечером, колбасу, курицу. Пока сам не поест, меня к тарелке не подпускает».

Установить все железные поплавки до сумерек за день не успели. Встали на ночевку в деревне Кулманы. Завтра - подъем в пять утра и снова за дело. Наши земляки встретили несколько толкачей, владельцы которых на свой страх и риск (то есть, до официального начала навигации) отправили транспорт за грузом. Торопятся открыть сезон, говорят путейцы. Если вверх по Оби, порожними, они еще пройдут, то вот обратно, со щебнем и в отсутствии буев на реке, уже не смогут: осадка не позволит. Будут ждать.

Все выпуски новостей телеканала ОТС, а также программы «Итоги Недели», «ПАТРИОТ», «Экстренный вызов», «Пешком по Новосибирской области», «ДПС – Дорога. Перекресток. Судьба», «От первого лица» выложены на сайте YouTube. 

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент