Новосибирск 2.9 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Благоустройство

«Разумно развивать»: студентов-архитекторов бросили на реновацию Академгородка

«Разумно развивать»: студентов-архитекторов бросили на реновацию Академгородка
Спикеры разного толка с завидной регулярностью выступают с заявлениями, о том, что уютные дворы Верхней зоны безнадежно устарели и нуждаются в немедленной модернизации. Фото Алексея Танюшина
Академгородок не только содержательно, но и визуально может соответствовать актуальным трендам, иметь современный облик и быть комфортным. Проектные предложения по сохранению, с учетом современного функционирования, знаковых объектов научного центра Сибири и его рекреационных зон разработают преподаватели и студенты Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова. Об этом корреспонденту VN.RU рассказала ректор НГУАДИ Наталья Багрова.

В июле 2020 года председатель СО РАН Валентин Пармон и ректор Новосибирского государственного университета архитектуры, дизайна и искусств имени А.Д. Крячкова Наталья Багрова подписали соглашение о сотрудничестве и совместной деятельности в рамках академического консорциума. Соглашение предполагает взаимную помощь в научной, образовательной, творческой сферах. Одним из направлений взаимодействия стала совместная работа по исследованию городской среды и разработке проектных предложений для сохранения в актуальном состоянии объектов Академгородка и его будущего пространственного развития: сформирован портфель заданий, более 30 объектов, включая рекреационные зоны, инфраструктуру индивидуальной мобильности, знаковые объекты.

- Наталья Викторовна, расскажите подробнее, о каких проектах идет речь? В какой степени эти разработки будут учитывать специфику Верхней зоны Академгородка, имеющей статус достопримечательного места?

- Да, подписано соглашение о сотрудничестве в научной, творческой, образовательной деятельности в рамках создания академического консорциума. В рамках этого соглашения мы, в качестве объектов исследований городской среды, тематики для курсового, дипломного проектирования, взяли территорию Академгородка. НГУАДИ, позиционируясь в качестве научно-образовательного центра, подключил к этому процессу своих профессоров - ведущих докторов наук, членов Российской академии архитектуры и строительных наук, молодых ученых и практиков, работающих в творческих мастерских при кафедрах университета. Мы привыкли подходить основательно к предпроектным исследованиям, поэтому начальный этап нашей работы посвящен тщательному изучению проектных ситуаций, своего рода, - диагностике состояния городской среды и ее соответствия потребностям городской жизни.

TAN_1319.jpg

Наше цель – проведение серьезных исследований среды Академгородка, с тем, чтобы в режиме проектного эксперимента проверить, как будут работать те или иные предлагаемые стратегии развития этой территории. Мы посмотрим – в каком сейчас состоянии здания, как они функционируют, как соотносятся со сложившейся городской антропологией и новыми потребительскими стандартами. Насколько пространство сегодня соответствует тем реальным социальным отношениям, и тем видам активностей, которые уже присутствуют, и в дальнейшем будут развиваться на этой территории.

Мы надеемся, что наш активный познавательный интерес к этой территории передаст студентам эстафету внимательного отношения к проектируемым объектам, научит их задавать правильные вопросы, слышать, видеть, чувствовать и думать прежде, чем выносить проектное суждение об их развитии. Считаем крайне необходимым научить студентов беречь накопленное, созданное людьми до них, рационально используя и рачительно развивая. Академгородок в этом смысле – уникальная площадка для изучения, для исследования.

Еще одна задача – научить студентов работать в междисциплинарных командах, уважая экспертное мнение. Для этого мы привлекаем максимально широкий круг специалистов: социологов, демографов, городских антропологов, девелоперов, инженеров. Важно услышать всех. И, в первую очередь, – всех вольных и невольных потребителей утилитарных и эстетических качеств городской среды и ее объектов.

TAN_1254.jpg

Мы уже успели поучаствовать в серии встреч, посвященных вопросам текущего функционирования и перспектив развития комплекса ДК «Академия» для того, чтобы выяснить позиции всех заинтересованных групп, которые сегодня пользуются самим объектом и территорией вокруг него. В начале сентября мы выходили на экскурсионный осмотр, погрузив студентов в историю создания Академгородка. Сейчас мы пытаемся выяснить содержание музейной деятельности, ведь наши современники, вспоминая молодость, свидетельствуют о живом общении с создателями Академгородка. Еще можно посоветоваться с ними: что необходимо сохранить, что нуждается в актуализации? Необходимо использовать эту возможность, в том числе, и для того, чтобы запечатлеть в памяти нынешней молодежи и передать следующим поколениям их опыт, их настрой.

Академгородок – это территория с уникальным наследием. В масштабах традиционного исторического городского строительства он был создан академиком Михаилом Алексеевичем Лаврентьевым и его соратниками практически единомоментно, и тем самым явил нам неповторимую практику как специфический модернистский проект для изучения архитектурной наукой. Отгородиться от современной жизни и не пускать туда исследователей и студентов-архитекторов и градостроителей – было бы неправильно. Не исследуя Академгородок сегодня, молодежь может завтра повзрослеть, так и не поняв ценности его наследия. Если мы сейчас не выстроим коммуникацию между поколениями, мы быстрее утратим это наследие.

Необходимо, чтобы студенты могли почувствовать свою причастность к процессам, происходящим в Академгородке, почувствовать, что они нужны и востребованы. Если сейчас Академгородок будет их отгонять, то, как мы в студентах сформируем эмпатию к жителям, к среде, к наследию?

TAN_1354.jpg

Наших профессоров очень порадовали студенты, когда проявили большую заинтересованность в этой работе. На экскурсии в Академгородок, куда пригласили магистрантов-архитекторов второго курса, начали проситься еще и первокурсники, бакалавры и студенты других специальностей. Всем было очень интересно погрузиться в эту атмосферу, узнать – чем же так примечателен Академгородок? Тем более, то среди наших студентов есть иностранцы, есть иногородние - им все это интересно.

Я считаю, что наша главная гуманитарная миссия – попытаться перебросить временной мост между поколениями: создателями, наследниками и теми, кому в будущем предстоит жить и работать в этой уникальной среде. В режиме проектного эксперимента студенты должны получить навыки работы, в том числе и с такой уникальной территорией, как Академгородок.

Говоря о дальнейших действиях, отмечу, что наши специалисты имеют опыт работы с территориями с особым статусом (преимущественно Верхняя зона имеет статус достопримечательного места «Новосибирский Академгородок», - прим. ред.). Среди процессоров есть аккредитованные эксперты по охране историко-культурного наследия. Формирование уважительного отношения будущих поколений архитекторов к культурному наследию – это наш приоритет. Факт того, что Академгородком занялись ученые-архитекторы и градостроители позволяет судить о его ценности. Ученые должны, в первую очередь, тщательно зафиксировать то состояние, в котором мы застали среду Академгородка, определить роль и место этой территории в структуре и в процессах развития Новосибирского научного центра в масштабе большого федерального проекта, обосновать «охранные грамоты» там, где они необходимы, обозначить «точки роста» там, где они возможны.

TAN_1237.jpg

Оценивая значение «реликтовой» Верхней зоны Академгородка в концепции Новосибирского научного центра, нам предстоит ответить на вопрос: как мы распорядимся нашим наследием: будем музеефицировать, консервировать? В таком случае молодежь его неминуемо постепенно покинет, если не найдет компенсации инфраструктурным дефицитам современных видов активности. Диагноз: среда становится некомфортной, неактуальной. Уже раздаются голоса: «Город для одного поколения?!»

Надо тщательно всё взвесить и начинать сознательно выстраивать наше понимание – какой стратегии придерживаться? Консервировать, уходить, по сути, бросать, двигаясь на новые земли, выстраивая там новую инфраструктуру? Или же мы будем эту территорию бережно и разумно развивать, стараясь сохранить уникальность места, чтобы оно осталось непохожим на все другие современные города, зачастую, такие одинаковые.

- Есть сторонники идеи консервации Академгородка, немало и тех, кто считает – пора эту территорию привести к современным нормам комфортной среды.

Уже всем очевидно, что среда «повседневного Академгородка» нуждается в актуализации. Необходимо обратить внимание на то, что в отдельных средовых фрагментах присутствует наследие не только конца 50-60-70-80-х, но и 90-х годов. Академгородок XXI века заполнен рекламными конструкциями и «малобюджетными решениями» второй половины последнего десятилетия века ушедшего. Насколько уместна сегодня эта «ностальгия по 90-м»? Этот вопрос обсуждался на наших проектных сессиях. Мнение молодежи: «Академгородку уже нанесен ущерб, вопрос – какими средствами сейчас это нейтрализовать? Есть ли у нас в арсенале такие средства?»

Однозначно ясно только одно: ни в коем случае нельзя допустить депрессии и деградации этой территории.

Мы бы хотели увидеть взгляд молодых людей, которые посмотрели бы на эту непростую ситуацию со своей стороны – из будущего. Пусть это будет в режиме вариантного экспериментального проектирования.

TAN_1202.jpg

Ученые проводят научные эксперименты, в сфере творчества эксперименты не менее важны. Не раз, другой, и третий, а многократно апробируются виртуальные модели среды, с точки зрения восприятия, функционирования, оптимизации проектных решений. У градостроителей, архитекторов и дизайнеров такие эксперименты – на бумаге, в компьютере. Прежде чем что-то строить, нужно это тщательно изучить, тщательно обсудить, запроектировать и повторить этот цикл многократно. Для этого и нужно обращаться в университет за помощью

- Расскажите подробнее работе студентов над проектами

- Практически все проекты мы создаем сегодня в технологиях «соучаствующего проектирования», где в принятии решения подразумевается активное участие всех заинтересованных сторон. Перед тем, как составить техническое задание, проводится обследование объекта, интервью, встречи с жителями, воркшопы, мастер-классы и т.п. Есть масса проверенных форматов взаимодействия с населением, проживающим на территории, вольных и невольных пользополучателей.

Например, есть резон поточнее осмыслить – что такое молодежная политика в Академгородке, в какой инфраструктуре нуждается детское творчество, детский спорт? Или в каком жилье нуждается молодой ученый, когда он сюда приезжает? Что необходимо сделать, для того, чтобы облегчить быт научного сотрудника, какая нужна система безопасных рекреационных пространств?

TAN_1280.jpg

После проведения тщательных предпроектных исследований наступает стадия вариантного проектирования. Каждый из вариантов снова обсуждается. После чего выбирается магистральное направление, делается итоговый проект, и опять – череда финальных согласований. Все это протоколируется, используется в работе творческих мастерских при кафедрах университета и хранится в университетском Музее истории архитектуры Сибири. Таким образом, мы накапливаем избыток мысли по работе с этой территорией, чтобы в последующем, если это все начнет разрушаться (любое здание рассчитано на определенный срок), можно будет поднять весь этот массив материалов, все то, что было сделано, и выстроить свои планы с опорой на имеющиеся исследования.

- В сетевом пространстве очень много дискуссий посвящено «особой атмосфере Академгородка». Так ли ценна эта атмосфера, быть может, это просто ностальгия о собственно юности и не более того? И есть ли вообще в Верхней зоне эта атмосфера?

- Я не склонна девальвировать эти ценности. У нас говорят: если нет городской легенды, значит надо ее придумать. Если есть нечто, что поддерживает в трудной ситуации, консолидирует людей, успокаивает в минуты отчаяния, вдохновляет, когда это необходимо, если это способствует созиданию, – значит тому быть! Но если это содействует деградации, разобщению и ссорам, – это не то, чем мы будем заниматься.

Мы – исследователи и проектировщики, работающие в сфере градостроительства, архитектуры и дизайна городской среды. У нас свои задачи: изучать Академгородок «с чистыми руками», по возможности, непредвзято констатируя состояние среды и экспериментируя посредством виртуальных моделей и расчетов. И если наша работа рискует внести дестабилизацию, то это меня расстраивает больше всего. Мне бы хотелось, чтобы наши усилия были направлены на согласие, на позитив, на улучшение, чтобы жители Академгородка в наших проектах могли увидеть себя, свое мнение. И очень бы не хотелось, чтобы нашу команду использовали в иных целях.

Я сама живу в Академгородке. С ним связано мое детство. Считаю: Академгородок – это действительно уникальное явление, которое будет вдохновлять подвигом академика Лаврентьева еще не одно поколение. Это наследие, которое нас хранит.

Считаю, что Академгородку, как и любой среде, где живут и работают люди, необходим качественный экспертный подход.

Читайте также «Академгородок предлагают лишить охранного статуса»

Еще по теме «Гостиницу и конгресс-центр построят по проекту «Академгородок 2.0» 

Районные СМИ

Новости сюжета - Академгородок 2.0

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: