Постановлением правительства Новосибирской области № 211-п от 14 июля 2016 года система начисления оплаты за теплоснабжение у нас остается прежней. Все без исключения платят равными долями ежемесячно в течение всего года по одной двенадцатой от прошлогоднего потребленного каждым многоквартирным домом объема тепла с последующим перерасчетом.
Такое решение областные власти приняли, воспользовавшись постановлением федерального Правительства РФ № 603 от 29 июня нынешнего года, которое давало право регионам самостоятельно выбрать систему начисления и оплаты потребленного тепла. Либо равными долями в течение года, либо по факту, то есть, по общедомовым приборам учета.
Совершенно неожиданно принятое решение разделило новосибирцев на два лагеря -тех, кто хочет платить только по счетчику и тех, кого больше устраивают равномерные траты в течение всего года.
Оплачивать тепло по одной двенадцатой круглый год выгодно прежде всего пенсионерам и малоимущим, получающим субсидию, в старых домах с сильно изношенной теплоизоляцией стен и без регулировки системы отопления. Им летняя нулевая платежка за тепло даст резкий скачок сумм в несколько раз в зимние месяцы, а вот субсидии за лето будут потеряны.
При этом возрастание платежей зимой не гарантирует их компенсацию субсидией в полном объеме, так как есть определенные ограничения по максимальной сумме этих выплат согласно регионального стандарта. В результате, возможные потери субсидий могут достигать 50 процентов.
Кроме того, равномерные платежи позволяют гарантировано планировать ежемесячные траты, что так же немаловажно для людей с небольшими пенсиями.
Сторонники оплаты потребленного тепла по факту, то есть, по ежемесячным показаниям общедомовых приборов учета и полным отсутствием платежей в три летних месяца, как правило, живут в новых домах с хорошими теплоэнергосберегающими технологиями, оснащенными специальным оборудованием, которое позволяет регулировать температуру батарей в квартирах в зависимости от температуры за окном.
Там обычно нет малоимущих, получающих субсидии из областного бюджета, поскольку покупка квартиры в новостройке доступна только достаточно обеспеченными горожанам. Здесь в случае равномерных платежей с перерасчетом особенно скажется инфляция, которая за год может серьезно снизить стоимость возвращенных жителям денег.
Возможность дать жителям право самим определять, как и за что они будут платить, на общем собрании собственников всего многоквартирного дома не предусмотрены нынешним законодательством. На общем собрании мнения собственников могут разделиться и вместо решения возникнут недовольство и жалобы.
Старая система оплаты за тепло более выгодна и ресурсоснабжающим организациям, особенно небольшим котельным в поселках области, так как провал по платежам летом не позволит качественно подготовиться к новому отопительному сезону.