Ровно 100 лет назад — в сентябре 1923 года в Новосибирск прибыл первый базовый пассажирский самолет. Это был четырёхместный «Юнкерс», пролетевший из Москвы в Новониколаевск три тысячи километров. В марте того года в РСФСР было создано общество друзей воздушного флота — «Добролет». Агитировали, собирали деньги на строительство самолетов. «Добролет» просуществовал до 1930 года, а затем на его основе возник «Аэрофлот».
Нашему первому пассажирскому самолету дали имя в традициях того времени — «Сибревком». Именно он породил мечту Саши Покрышкина стать летчиком. Покрышкин вспоминал: «Мы, мальчишки, обладая таким преимуществом перед взрослыми, как быстрые босые ноги, примчались к плацу первыми и, хотя у самолета уже стояла охрана, кое-как протиснулись к нему. Я робко притронулся к холодному крылу машины и вдохнул незнакомый теплый маслянистый запах, струившийся от мотора. Как знать, может быть, именно ощущения тех счастливых минут предопределили мое будущее».
«Сибревком» летал с агитационными рейсами по всей Сибири и собирал пожертвования в пользу Осоавиахима. Это судно благополучно выполняло свою работу вплоть до аварии в июне 1928 года.
Пилотом «Сибревкома» был опытный летчик Николай Иеске, механиком – Николай Брянцев.14 июня 1928 года «Сибревком» вылетел из Бийска в Красноярск, чтобы далее следовать в Иркутск и Якутию. Агитоблет должен был разъяснять сущность Женевской конференции, способствовать подготовке к «Неделе Обороны» и попутно распространять акции «Добролета» среди трудящихся масс. Из-за плохой видимости экипаж заблудился, топливо кончилось, и самолет аварийно сел в тайге, на болото, которое с высоты напоминало луг. Машина перевернулась. Выбравшись из болота, обсохнув, летчики и бывший с ними молодой корреспондент газеты «Звезда Алтая» пошли искать жилье.
Об исчезновении самолета газеты забили тревогу. Осоавиахим объявил награду – 500 рублей.
Самолет обнаружили местные крестьяне, однако сразу подойти к «железной птице» испугались. Подбирались вооруженными группами.Как рассказал VN.ru известный новосибирский краевед, сотрудник Музея Новосибирска Константин Голодяев, пилоты шесть суток шли по тайге! На третий день они попали в лесной пожар и укрывались от огня в болоте. Сильный дождь позволил идти дальше.
«Иеске удалось подстрелить сначала бурундука, потом глухаря. Пили воду из луж, ели и лягушек. Почти отчаявшись, вышли на тропу, а по ней к реке Чулым, где наконец-то встретили рыбака, который отвез их в ближайшую деревню Амачеево. Оттуда летчики вернулись к месту аварии, закрепили самолет и выставили около него охрану из местных крестьян», — говорит Константин Голодяев.
Специально созданная комиссия не нашла в случившемся вины экипажа – «обычный эпизод летной жизни». Она отметила, что «летчики вели себя самоотверженно и в первую очередь ставили себе целью сохранение самолета, рискуя своей жизнью».
Прославленный самолет доставили в Ачинск для ремонта. Однако вернуть его к жизни не смогли. Причем механику Брянцеву во время ремонта оторвало два пальца. В итоге машину разобрали, погрузили на платформы и отправили по железной дороге в Иркутск. По одной из версий, там его капитально отремонтировали и продали Ленинградскому отделению Осоавиахима.