— Езжу по утрам на работу, а вечером домой, — говорит ученый, — и год за годом наблюдаю одну и ту же картину: в первой половине рабочего дня транспорт направляется в центр города, заполняя дорогу туда, а во второй — возвращается и образует пробку в обратном направлении.
Профессор Дмитренко — автор 250 научных работ в области совершенствования работы железнодорожного транспорта. Он защитил докторскую диссертацию о регулировании пропуска поездов без заторов в движении на железных дорогах страны. И, работая над нею, обратил внимание на такой факт: при правильном управлении потоком транспорта, например в Кузбассе, сразу же улучшается движение поездов по протяженной железнодорожной магистрали, вплоть до Владивостока. Наблюдение легло в основу теории, с помощью которой профессор предлагает решать проблемы с заторами на автомобильных дорогах городов.
Утренние пробки, по словам ученого, образуются из-за того, что в час пик светофоры пропускают много автомобилей в центр города по радиальным дорогам, идущим туда с окраин. Для этого увеличивается продолжительность зеленых сигналов, что и приводит к заполнению центральной части города транспортом. В эти периоды перпендикулярно расположенные кольцевые улицы пропускают малый поток транспорта до пунктов назначения, и в городе пропускная способность магистральных улиц резко снижается.
Вместо подобной практики Алексей Дмитренко предлагает ограничивать движение в утренние часы только по радиальным дорогам, в особенности на окраинах города. При этом ученый уверен, что возможно на большее время открывать светофоры для движения автомобилей по кольцевым улицам, перпендикулярным радиальным. Таким образом не будет происходить увеличения парка автомобилей в центре, а благодаря ускоренной проходимости кольцевых улиц, по теории профессора, удастся избежать утренних пробок.
В вечернее время, наоборот, следует на радиальных улицах подольше включать зеленый свет для машин, возвращающихся к окраинам, чтобы быстрее освободить центр города.
— Для подобного метода централизованного диспетчерского управления транспортом понадобится с десяток управляемых светофоров на окраинных перекрестках города и ряд подготовленных диспетчеров, которые смогут правильно регулировать неравномерный по периодам суток поток транспорта, движущийся в центр города по утрам и возвращающийся по вечерам, — говорит Алексей Дмитренко.
Еще одним фактором, который повлияет на образование пробок, по словам ученого, станут выделенные полосы для пассажирского общественного транспорта, которые уже появились в других городах. Благодаря беспрепятственному пропуску крупногабаритного общественного транспорта сокращается время нахождения пассажиров в пути и повышается пропускная способность центральных улиц. Также это влечет уменьшение количества легковых автомобилей в центре города.
Таким образом, считает Алексей Дмитренко, повышение пропускной способности магистральных улиц позволит добиться устойчивого и планомерного движения городского транспорта в Новосибирске в течение суток.
Свою теорию профессор предложил на конкурс «125 идей для города Новосибирска», объявленный мэрией областного центра. Она вошла в число идей-победителей под номером 72 с названием «Новосибирск — город без пробок» и по условиям конкурса должна быть реализована до конца 2018 года. Вот только будет ли? Пока никаких известий из оргкомитета об этом автору не поступило.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №22 от 30 мая 2018 года
Комментарии