Как известно, земля круглая, над землей – бескрайний космос. А где-то за ним и радугой располагается Асгард – страна богов и валькирий. Вот оттуда и пришел на землю бог грома Тор, а также его хитрый сводный брат Локи. Чуть позже оба попали в комиксы Marvel. А уже в XXI веке про обоих сняли кино. Третий фильм по итогам первой недели мирового проката уже собрал на 36 рынках $107,6 млн (при бюджете в $180 млн). Сегодня «Тор: Рагнарек» добрался и до Новосибирска.
Режиссер Тайка Ватити (кстати, вышедший из независимого кино и известный по ужасно смешному фильму «Реальные упыри») создал современный шедевр: энергичный, остроумный и глубокий. История скандинавского бога с уходом Натали Портман, наконец, вырвалась из тисков романтики и поднялась до высот божественной комедии, в которой главное – это отношения между отцом и сыном, а также между братом и братом.
Как это часто бывает, дети, чтобы «не заморачиваться», отправили отца-Одина в дом престарелых. И вспомнили о нем только тогда, когда над головой замаячил отблеск конца света. Волк Фенрир уже поднялся из преисподней, и подгоняет его Хель – богиня смерти, старшая сестра Локи и Тора. Правда, если вспоминать реальную скандинаво-германскую мифологию, то породил вроде бы Хель все-таки не Один, а Локи. Но живых свидетелей этого события нынче не наблюдается.
В ситуации вроде бы неминуемого апокалипсиса неловкий, местами наивный волосатый и мужиковатый парень (Крис Хемсворт) уже к середине фильма обрежет волосы. А к финалу станет равен Одину (Энтони Хопкинс) почти по всем параметрам. Впрочем, в этом сюжете даже самым, казалось бы, невнятным персонажам будет позволено проявить самое лучшее в себе… Хотя бы под конец жизни.
Древние фрески опадают, и вот мы видим уже совсем другую историю: в ней городом асов правит не Один, не Тор и не Локи, а Хель, которая провела вечность в аду и поэтому такая противная. При этом она искренне считает себя настоящей спасительницей Асгарда. Кейт Бланшетт идеально воплощает саму смерть – завораживающе красивую, совершенно беспощадную и не лишенную чувства юмора.
А пока в божественном мире грызутся за трон, нам покажут еще вроде бы безмятежный мир людей и уже совсем небезмятежный мир иных планет. На земле Тор и Локи – всего лишь актеры и герои комиксов, пригодные для селфи. А доктор Стрэндж принимает богов на «Бликер-стрит 177a» (что вполне прозрачно намекает зрителям на эпичную роль Бенедикта Камбербэтча в «Шерлоке»).
Кстати, после нового знакомства с Локи (конечно, он живехонек!) спадет весь внешний лоск, и на секунду обманщик даже превратится в натурального лондонского гопника.
Перед тем как выйти на последний бой с Хель братьям придется объединить свои силы для сражения с омерзительным правителем одной мусорной планеты. Гладиаторские бои лежат в основе экономики Сакаара. Нюанс в том, что здешних гладиаторов можно выключить одним нажатием на кнопку. А попавшие в этот мир валькирии злостно бухают. Самое время устроить революцию!
Кроме экшена, впечатляющих боев и остроумных диалогов, зрителя ждут потрясающие пейзажи и пронизывающий саундтрек – и именно поэтому фильм имеет смысл смотреть на большом экране. Как тень от затмения падает на Землю, так приходит сестра Хель. Розовым закатом на берегу моря выглядит смерть Одина. А бег через бескрайнее поле на последнем издыхании – так показан путь к богу.
И может быть, Асгард восстановлению не подлежит, но Вселенная велика. И вообще-то страна асов – это не место, а люди. Самый главный посыл фильма раскроется в конце. И звучать он будет примерно так: не выбрасывайте из сердца своего лучшего друга, если вы решили, что он умер. Вдруг он еще оживет?