«Это фильм не про космос, а про людей, которые совершают поступки и отвечают за свои слова», – сказал автор идеи фильма «Салют 7» Алексей Самолетов перед пресс-показом фильма в кинотеатре «Победа».
... Космос – это не ордена-медали. Космос – это когда папа улетел в небо, а мама глушит у телевизора валерьянку, потому что папа может в любой момент не вернуться. Космос – это когда все невозможное при определенных обстоятельствах становится возможным. Космос – это самое лучшее в человеке. Но у каждого человека космос свой, и что хорошо русскому, немцу - смерть.
Перенесенная на большой экран история спасения космической станции «Салют-7», которая внезапно перестала отвечать на сигналы в 1985 году, на первый взгляд выглядит развесистой клюквой. Плавающие в невесомости советские космонавты в вязаных шапочках с помпончиками, и греющиеся водкой – да, в СССР сухой закон, но на космонавтов он не распространяется, – все это кажется полным бредом. Пока не познакомишься с документальными съемками.
– Правда что ли они были в вязаных шапочках? – спрашиваем у Алексея Самолетова.
– Конечно да! Лилия Алексеевна подарила им эти шапочки, которые их спасли, – улыбается Алексей. – Причем, они матюгали трехъярусными Центр управления полетами, когда у них вроде бы начала оживать станция. Фильм «Армагеддон» возник как раз после того, как документальная пленочка с Савиных и Джанибековым в полосатых шапочках оказалась у американских продюсеров. Сделайте проще – придите домой, и наберите «Битва за салют. Космический детектив». В этом фильме мы собрали всю информацию по этой теме.
Конечно, если уйти от фильма в реальность, пожар был на другой станции. На корабле не было никакой кувалды, зато была монтировка. Не было сломанного датчика – зато имела место быть заклиненная солнечная батарея, под которую залип трос.
— И они монтировкой выколупывали этот трос при помощи кайла и такой-то матери, – поясняет Самолетов. — Два виртуознейших матершинника. Центр управления полетов узнал много интересных слов и словосочетаний в процессе работы в открытом космосе.
Реальность куда фантастичней вымысла. Но все же, перед нами художественный фильм, со всеми художественными условностями: двух друзей – космонавтов зовут уже Алехин (Павел Деревянко) и Федоров (Владимир Вдовиченков). История корректируется, обрастая параллельными подробностями. Но от этого почему-то не перестает быть убедительной. Может потому что Клим Шипенко делает акцент не на ее космичность, а именно на ее человечность.
– Ни для кого из сценарной группы фильм не являлся целью, он был средством, — рассказывает Самолетов. – Сначала и Савиных, и Джанибеков были в очень больших контрах против кино. Пока нам не удалось убедить их – что мы не делаем техническое кино, а снимаем кино про людей. И, самое главное, наверное, произошло на премьере в Кремлевском дворце – когда фильм закончился, раздались аплодисменты. Джанибеков и Савиных вышли на сцену. И все шесть тысяч человек встали и минуты три аплодировали этим людям. Половина из них не знала, что происходило в 85-86 годах в космосе. Половина – забыла. Но когда люди посмотрели фильм и встали, – мы фактически второй раз встретили наших космонавтов из полета. И только ради этого уже имело смысл делать это кино.
Некоторые критики обвиняют «Салют -7» в «топорности» и «наивности». Сразу вспоминаются совсем не топорные и не наивные, зато полностью выдуманные «Гравитация», «Интерстеллар» и, конечно, «Марсианин» – временами, брызжущие пафосом просто через край. Впрочем, художественному фильму это ведь простительно?
– Сейчас большой интерес возникает у зрителя к фильмам игровым, которые основаны на реальных событиях, – сказала после премьеры режиссер-документалист Элла Давлетшина. – И через игровые фильмы открывается нечто, что происходило в реальной жизни – более фантастическое, чем можно было бы придумать. И это очень важно. Мне кажется, сейчас кинематограф приобрел в лице Алексея просто уникума – потому что он весь полон историями.
Один из лучших моментов фильма «Салют 7»: камера показывает, как медленно оттаивает портрет Гагарина. Смотрит он с фотографии одновременно внимательно и с прищуром: кажется, он слегка смеется над потомками.
Алексей родился и вырос в Новосибирске. Окончил Новосибирское театральное училище,даже успел поработать актером в ТЮЗе и «Красном факеле». А в 1989 году резко сменил направление движения и поступил на факультет журналистки Алтайского государственного университета. Был военным корреспондентом, совместно с МЧС принимал участие в ликвидации ЧС на Сахалине, в Чечне, Дагестане, Афганистане, Колумбии. Вместе с первым экипажем МКС «Альфа» работал в условиях искусственной невесомости. А во время захвата больницы в Будённовске сам предложил Шамилю Басаеву обменять заложников на себя и коллег. В общем, про жизнь Алексея впору уже тоже снимать кино. Но пока он занимается чужими историями. Преимущественно, космическими.
Например, в 2011 году вышел его документальный фильм «Битва за Салют. Космический детектив», который всевозможные циклопедии, предпочитают именовать «псевдодокументальным». На что Алексей отвечает так: «За 35 лет журналистки у меня нет ни одного опровержения».
Мы давно привыкли, что американцы не задумываясь искажают в своих фильмах реальный ход событий ради зрелищности или под действием политических мотивов. Но от наших я такого не ожидал, особенно после фильмов "Гагарин первый в космосе" и "Время первых", в которых реальные события в целом отражены достаточно точно.
Зачем было придумывать несуществующие проблемы, когда и реальных проблем было достаточно, чтобы показать героизм наших космонавтов. Сценаристы и режиссеры в отражении деталей полетов и работы в космосе не удосужились изучить материал, тем самым показали свой непрофессионализм, даже команды запуска Союза переврали, могли бы хоть в Википедии прочитать.
А зачем было врать, что наши военные якобы хотели сбить Салют-7, да еще и с нашими космонавтами на борту? Никто этого делать не собирался, тем более, что в то время это было технически не возможно.
В общем получился фильм Армагеддон 2.5, не могу рекомендовать к просмотру.