Направление беспилотных авиационных систем в России развивается с 2006 года и согласно данным Ассоциации Аэронекст, по итогам 2021 года объем рынка совокупно по оказанным услугам и оборудованию составил 13,2 млрд рублей, и согласно прогноза в перспективе до 2030 года российский рынок достигнет 500 млрд рублей.
На сегодняшний день по словам экспертов отрасли, сам рынок беспилотных систем и услуг находится в начальной стадии развития. Полеты беспилотников и перевозка грузов разрешены только в пяти регионах России (Камчатский край, Чукотка, Ямало-ненецкий и Хантымансийский автономные округа и Томская область), где весной нынешнего года постановлением правительства № 462, введены экспериментальные правовые режимы.
«На сегодняшний день в стране процедура допуска запретительная, невозможно допустить грузовой беспилотник до перевозки груза. Для сферы беспилотных авиасистем отсутствует правовая обвязка», - поясняет Андрей Потемкин заместитель генерального директора компании «Авиателекоминвест» - «Сейчас в рамках этого правового режима нарабатывается практические аспекты эксплуатации судов для формирования нормативной базы регулирования беспилотной сферы».
На дискуссионных площадках форума «Технопром -2022», представители индустрии сформулировали системные проблемы, которые тормозят развитие отрасли. Сейчас уже есть четкое понимание, что эксплуатировать беспилотную технику в существующих сценариях не получается есть системные и технологические проблемы, которые влекут за собой серьезные сложности нормативного регулирования – это и вопросы связи, контрольных просмотров, сертификации бортов и персонала, вопросы подготовки пилотов.
Один из основных сдерживающих факторов по мнению экспертного сообщества в том, что если индустрия видит перспективы рынка беспилотных аппаратов, как их производство, так и оказание услуг гражданского назначения и, следовательно, готова вкладываться в его развитие, то подобной инициативы от регулятора пока нет.
Сейчас в первую очередь важно начать летать и чем быстрее начнем это делать, рассуждает Андрей Потемкин, тем быстрее сможем изменить нормативную базу, потому что без практики регулятору попросту не поступают внятные предложения.
Подобного мнения придерживается и Глеб Бабинцев генеральный директор Ассоциации «Аэронекст»: «Регулирование будет развиваться не до того, как технологии будут отработаны, а только после того, как сценарии использования будут отработаны на технологическом уровне».
Важным итогом мероприятий форума Технопром, по мнению Глеба Бабинцева, является выработка общих позиций у представителей отрасли, какие меры необходимы для придания импульса в развитии сектора БПЛА в России. «Сегодня у представителей индустрии есть понимание, как это можно решить каким технологиями и нормативными документами. На этой основе сформирован запрос к главе государства, чтобы он оказал содействие в решении сдерживающих факторов развития отрасли».