Новосибирск

Позорим память предков: сколько лет Новосибирску

31.03.2022
Игорь Резун
Позорим память предков: сколько лет Новосибирску
Группа инженеров-строителей на мосту (Н. А. Белелюбский - второй слева в первом ряду). Во время испытания моста, когда по нему прошли четыре локомотива в сцепке, инженере гордо стояли под мостом , символизируя свою уверенность в его абсолютной прочности.
125 лет назад - 31 марта 1897 года - было открыто рабочее движение по первому железнодорожному мосту через Обь. Мост и сейчас несет стратегическое значение для города. А тогда, в конце XIX века, оно было решающим. Именно благодаря его строительству появился Новосибирск.

Строительство Транссибирской железнодорожной магистрали (Великого Сибирского пути, как ее называли) имело стратегическое значение для Российской империи. Поэтому правительство не согласилось на заманчивые условия иностранных концессионеров, а строило железную дорогу за казённый счет.

После разрешения в 1891 году «производства Западно-Сибирской железной дороги до г. Томска…» в Приобье появляются железнодорожные изыскатели. В их задачу входило гидрографическое обследование реки Обь для выбора варианта мостового перехода через нее. Начальником работ и председателем комиссии по изысканиям Западно-Сибирского участка дороги был назначен известный транспортный строитель Константин Яковлевич Михайловский.

Каждый летний сезон на строительстве моста работало около 1 500 – 2 000 человек. Затраты на строительство составили более 2 миллионов рублей.

Среди новосибирских краеведов нет единого мнения о возрасте нашего города. Одни считают его началом появление на левом берегу села Кривощёково — ещё в петровские времена. Другие уверены, что рождением города следует считать прибытие на берег Оби первых строителей железнодорожного моста в 1893 году. Третьи называют дату присвоения посёлку Ново-Николаевск статуса города в начале прошлого века. И так далее. Сегодня свою точку зрения по этому поводу высказывает краевед, преподаватель, член Союза журналистов РФ Игорь РЕЗУН.

Конец девятнадцатого века. Века суетного, взбалмошного; века, в котором возникли радио, телефон, телеграф, синематограф, электричество... Эти новшества и вызовут череду кровавых революций и мировые бойни. Но пока — в конце того века — всё устремлено в грядущее; а просторы Сибири прорезает стальная нить Транссиба.

Уверен в том, что памятники великим людям — живые. Души умерших в какой-то момент вселяются в них и чугунными глазами смотрят на то, что происходит в нашем мире. Стоит в своих казачьих сапогах и широких шароварах, в папахе Александр Третий на набережной Оби. Смотрит на пролёты третьего автомобильного моста через Обь, на шпалу метромоста и, наверное, радуется. Ведь именно он в своё время убедил массу чиновников: надо строить рельсовый путь через Сибирь! Надо, пора!

5ohdvgp7rQk.jpg

Торжественный молебен при закладке моста в 1893 году. Из альбома видов Новосибирска купца-просветителя П. Литвинова

...И через некоторое время сибирскую тайгу полоснул, как бритвой, визгливый свист первого поезда. Закачались изумрудные лапы сосен, притихло зверьё; прогресс наступал на эту землю. Игнатитй-Викентий Роецкий, ссыльный поляк, начальник крохотной геологоразведочной партии, писал: пройдя-де сто шестьдесят километров по течению Оби, обнаружил я единственное место, где брега и дно скалистые, чрез которое может быть устроен железнодорожный переход. Эта бумага легла в папку Николая Михайловского (писателя Гарина), потом — в папку его однофамильца Константина Михайловского, высокого железнодорожного чина, а далее попала к государю.

В связи со строительством первого железнодорожного моста через Обь возникло дискуссионное поле для краеведов. 

Когда конкретно началась история славного города Новосибирска?

В 1993 году праздновали столетний юбилей закладки железнодорожного моста. Часть этого грандиозного сооружения, спроектированного инженерами Белелюбским и Богуславским, до сих пор стоит на набережной. Это хорошо. Но почему мы ведём историю города от строительства моста?!

Ведь все мировые столицы ведут хронологию от первых поселений. Лондон основали в 43 году нашей эры, когда римляне под руководством императора Клавдия вторглись на Британские острова. Париж, он же Лютецию, основали в третьем веке до нашей эры паризии, кельтские галлы. Столицу России, Москву, согласно Ипатьевской летописи, основал в 1147 году Юрий Долгорукий.

А мы? От стальной переправы ведём родословную города? Мост, конечно, крут: сталь тогда Белелюбский заказывал в Шеффилде, в Англии, несмотря на протесты царских чиновников. Вот и простоял этот мост до конца семидесятых годов прошлого века — и стоял бы больше, кабы не заклёпки, изготовленные уже из нашей, уральской стали. Они от дождей и морозов, от несоответствия английской стали начали ржаветь, и специалисты констатировали: 60% заклёпок сгнили, скоро мост рухнет, пора строить новый. Умилительно: при проклятом царизме мост построили в четыре года, при советской власти строительство растянулось аж почти на десять лет!

Есть голоса и иные. Архитектор Чибряков, покойный архитектор Сергей Баландин, покойная историк архитектуры Вера Каменева говорят твёрдо: поселение под названием «деревня Кривощёковская Берского уезда Томской губернии» существовало с 1725 года, когда на карту Сибири нанёс её первый сибирский картограф Семён Ульянович Ремезов.

Коли уж к первой четверти восемнадцатого века существовали на карте поселения Ельцовская, Матвеевская, Морозовская, Гусинобрордская и иные деревни, то почему ж на левом берегу не быть Кривощёковской? Тем более что этимология названия очень даже реальная, как раз по докладу Роецкого: именно в этих местах есть «щёки», то есть скальные выступы большого гранитного хребта. Хребет от старого автовокзала круто поворачивает вправо, образуя Ключ-Камышенское плато. Это и заставило проектировщиков железной дороги круто повернуть влево, обходя Каменку. А на «щёках» левого берега росла деревня Кривощёково — криво, потому, что не рядом друг с другом «щёки» стояли, а со смещением.

Так что давайте уж ab ovo, как говорили римляне. Загляните в Википедию: « Основателем деревни был томский служилый Кривощёк-Креницын, что документально подтверждается в отписке приказчика Бердского острога Ивана Петровича Буткеева к коменданту Кузнецка Синявину в 1716 году...» Это писатель Анатолий Садыров говорит и, увы, ничем не подтверждает. Наверное, тоже видел карты, кои сейчас недоступны. Журналист Фёдор Григорьев считает, что Кривощёково появилось летом 1697 года, «когда в сопредельной телеутской землице к власти пришел Сал (Шал) Табунов», старший сын хана Табуна, ставший последним правителем Теленгутского государства. Именно в это время русские начинают интенсивно продвигаться к верхам Приобья, из-за чего Шал должен был отступить и заключить с Джунгарией договор о военно-политической поддержке. Никаких документальных источников, подтверждающих эту датировку, не найдено.

oZq45I5b3fw.jpg

Выгрузка и приёмка рельсов на р. Обь. Место на фото ныне находится в начале ул. Фабричной, бывшей Мельничной

Однако есть исследования историков Юрия Булыгина и Марины Громыко, которые попытались вычислить возраст деревни по анкетам работников Колыванских заводов. Из этих источников известно, что крестьянин Дементий Панафиндин поселился в Кривощёкове не позже 1708 года, в допросе крестьянина Ванкова указывается, что он родился в 1702 году в деревне Малой Кривощёковой, из чего следует, что в 1702 году Большое Кривощёково уже не только существовало, но и «отпочковало» от себя Малое Кривощёково, а значит «возникло не позднее последних лет семнадцатого века».

Так что будем делать? Историю Новосибирска вести «от моста», как решил в 1993-м наш мэр, истомлённый отсутствием денег от Москвы и обуреваемый жаждой получить их под «громкую» юбилейную дату? Или все-таки начнём с азов?

Это понятно, что в советские времена досоветская история Ново-Николаевска — Новосибирска не читалась. Мы были городом «тружеников тыла», городом выплавок-отгрузок, удоев и надоев, и вообще — какие тут купцы, какие тут буржуазные элементы, помилуйте? В марксистско-ленинской традиции-то? Нехорошо было об этом говорить. Однако надо признать, что предтеча Новосибирска и его настоящий исток — как раз в районе между Коммунальным (Октябрьским) мостом и ныне строящимся четвёртым. Именно там, на левом берегу, археологи раскопали фундамент первого кривощековского храма.

LmcnjwUZNUs.jpg

"Железнодорожный переходъ через р. Обь" - так назывался объект в официальных документах. Диагональные выступы с левой стороны моста - это не что иное, как ледоломы, внесённые в конструкцию по предложению инженером Белелюбского и Богуславского, учитывавших мощный ледоход на Оби

...Властно, грубо и резко вторгался в жизнь Сибири железнодорожный гул. По людям, по домам, по костям. А в истории по-другому и не бывает: чаще всего через кровь и через «не хочу». Сидели в своём болоте кривощёковские обыватели, стоически переживали весенние затопления, когда и остров Яремный (на месте нынешнего городского пляжа) затапливался до верхушек деревьев; но уходить не хотели. Талантливый граф Сергей Юльевич Витте, один из блестящих имперских администраторов, дал казне право выкупать кривощёковские домовладения по цене от... 50 рублей золотом. О-хо-хо, это по нынешним временам от 50 до 150 тысяч. Тогда — огромные деньги. В сырое небо над левым берегом утыкались столбы телеграфа; гудели паровозы, согнанные на станцию; хрустел лёд под первой переправой на другой берег, проложенной зимой через Обь! Когда Империя говорит: «НАДО!», то все делают — вот за что я обожаю империи, от римской до советской. И кривощёковцы, получив денежки, укладывали на телеги всё, что моли увезти, и отправлялись в путь. Горели прощальные костры. Лаяли потревоженные собаки. Трещал подлесок на левом берегу под копытами коней... Кривощёково расползалось! Крестьянские сараи и дома обустраивали под мастерские, лаборатории и жильё для рабочих да инженеров.

Часть жителей ушла к югу. Там издавна высились могильные холмы, тюркские ещё — наши предки ещё с семнадцатого века наладились их грабить, разрывать в поисках сокровищ. Власть пыталась расхищение это прекратить, высылала казачьи разъезды — но могилы всё равно грабили. К началу девятнадцатого века ничего, кроме разрытых бугров, там не осталось. Здесь и родилась деревня Бугринка.

Часть кривощёковцев ушла вверх по течению Оби. Основанный там посёлок получил название Нижние Чёмы. А Правые Чёмы (нынешний Шлюз) возникли после строительства Новосибирской ГЭС. Любопытно, что слово «чом» на тюркском диалекте означает «кошелёк»; так звали людей жадных и завистливых, торгующихся на ярмарках до последнего вздоха. Жители Левых Чём поначалу назвали свой посёлок поэтично — Ясеневка, но потом это название стёрлось и вернулось прежнее — Чёмы.

Некоторые кривощёковцы спустилась ниже по течению Оби. Там, в период столыпинской реформы, рос посёлок Криводановка, хотя официально считается, что он появился в ходе петровской переписи населения, между 1700 и 1722 годами, как деревня Чаусского острога (Колывани).

SdIAWy7qr5k.jpg

Когда к 1984-му построили новый железнодорожный мост, кстати, фактически на быках старого, то через некоторое время фермы прежнего разобрали. Планировалось отлить из них медали "За труд и доблесть во славу Новосибирска" на заводе НЗВА, однако там, выпустив пробную партию, пришли к выводу, что переплавка этой британской стали сделает медали поистине золотыми - и от идеи отказались...

А часть жителей левого берега переправилась на правый берег Оби. Архитектор Чибряков и ряд историков считают, что первым поселением на этом берегу был посёлок Гусевка — на месте нынешнего здания театра «Красный Факел». Другие говорят о месте, где взмывает в небо голубые окна ГПНТБ. И это тоже уместно, ибо Закаменская часть Ново-Николаевска была одной из самых крупных в период его рождения...

Как бы то ни было — а Ново-Николаевск РОДИЛСЯ. Как город. Хотя повторю — надо считать от самого начала, иначе не уважаем себя, позорим память предков, лежащих в левобережной земле. Но, конечно, собственно городским рождением мы обязаны Магистрали.

Россия вступала в новый век. Век кровавый и жестокий. Никто не знал, сколько людей из рода заберут жуткие русские революции, омрачённые разгулом насилия; никто не знал про огненный шар Гражданской войны, который прокатится по Сибири смертельным колесом... Бабы рожали ребятишек, молодожёны венчались в церквах, и никто не думал, что комета Галлея сулит этому миру катастрофу. И даже две. Как не вспомнить Крандиевскую-Толстую:

А вечерами на деревне
Старухи, сидя на бревне,
Приметою стращают древней:
Грибное лето — быть войне.

Это было написано в 1940-м году. Это память наших дедов и бабок, которые тоже сидели на брёвнах изб под Новосибирском... Помните о них.

В любом случае, конечно, Империя звала - дальше! Неумолимым, жёстким императивом она погнала рельсы дальше, на восток; рассечённый этим железнодорожным ланцетом Ново-Николаевск стал развиваться. Нарастал жирок.

В 1903-м наш печально-трагичный Николай Второй утвердил положение о возведении посёлка Ново-Николаевский в ранг безуездного города Томской губернии. Началось составление Городового положения.

Кровавый ХХ век гудел проводами безжалостного телеграфа; позади были стоны раненых и разрывы японской «шимозы» в Цусимском проливе, с мостовых Петербурга была смыта кровь Девятого января. Три года оставалось до убийства премьера Столыпина, в Зимнем приняли старца Гришку Распутина; а будущий поджигатель Первой Мировой Гаврила Принцип ещё учится в школе, ещё не зная о смертельной тяжести револьвера в его руке... Первый сын новониколаевского купца Фёдора Маштакова готовится к поступлению в гимназию. Век наступает и поступь его — слоновья.

Так откуда считать? От 1725-го? Тогда мы всего на 22 года моложе Петербурга! От Кривощековской волости? Тогда нам 172 года. От рескрипта Николая Второго? Одним словом, простор для воображения.

Я так скажу: это НАШ город. Это город, которым мы дышим, в прямом смысле слова. Я вижу его, я вижу сахарные массивы новостроек на Левом, я вижу бело-голубые высотки на правом, я очаровываюсь хоромами в малахитовой зелени сосен Академгородка и его младшего «брата» - Кольцова. Я люблю мой город. Я пью его, как вино...

И я хочу, чтоб он был для нас символом нашей Сибири.

Похожие новости
27.06.2022 ОБЩЕСТВО

Штормовое предупреждение объявили синоптики в Новосибирской области 27-28 июня. Новосибирцев ждет ветер 25 м/с, гроза, град и шквалистый ливень.

Новости
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей