Почему святых Петра и Февронию вспоминают 18 сентября: правда и вымыслы

Фото из архива VN.ru
Когда в России с 2008 года начали праздновать День семьи, люби и верности, приуроченный ко дню памяти православных святых Петра и Февронии, то никто и не предполагал, что этот праздник станет столь популярным. Молодожёны, определяя день своей регистрации, выбирали именно 8 июля. Правда венчаться в храме они в этот день не могли, так как он всегда приходится на Петров пост, а венчание в период постов в церкви не совершается.

Святые супруги и их дети

По всей стране стали устанавливать памятники святым благоверным князьям Муромским Петру и Февронии по проекту, утверждённому патриархом Московским и всея Руси Алексием II. На этих памятниках, символизирующих собой именно любовь и лишь отдалённо напоминающих о семье, изображены святые, которые с любовью и нежностью смотрят друг на друга. Такими же святые изображены на иконах. Икон, где Пётр и Феврония изображены со своими детьми, практически нет. Что вызывает неверное мнение, что семейная пара была бездетной. Но тогда почему эти святые испокон века считались на Руси покровителями семьи? Ведь семья, с точки зрения православного русского человека, должна быть обязательно с детьми?

Тут все претензии к иконописцам, так как известно, что у святых супругов было трое (по некоторым сведениям пятеро) детей. Их дочь Евдокия была замужем за святым благоверным князем Святославом (в крещении Гавриилом), память которого отмечается 6 июля в Соборе Владимирских святых (отдельной даты его памяти нет). Княгиня Евдокия неожиданно для всех приняла монашество и после своей смерти была похоронена в Борисоглебском монастыре под Муромом. Её мощи до сих пор находятся в храме села Борисоглеб Муромского района.

В 2018 году практически все православные СМИ опубликовали новость, что согласован эскиз памятника Петру и Февронии, на котором они изображены со своими детьми, но до сих пор в России устанавливают памятники святым супругам без детей.

Существовали ли святые князья?

Другое недоумение вызывает исторический факт, свидетельствующий о том, что среди князей Муромских не было князя по имени Пётр. А в начале XIII века Муромом правил князь Давид, который, согласно народному преданию, принял монашество с именем Пётр. Об имени его жены в летописях ничего не сказано. А, может быть, такого благоверного князя Петра Муромского, чудотворца, вообще не было?

Конечно же, был. И именно его вместе с женой, начиная с XIII века, муромчане считали покровителями Муромской земли. Вот только с их именами вышла путаница. На самом деле были такие князья Давид и Евфросиния, которые при монашеском постриге приняли имена Пётр и Феврония. И именно с этими именами они вошли в историю, как, например, преподобный Сергий Радонежский, который в крещении был Варфоломеем. По крайней мере, так считают многие исследователи в противовес принятой версии.

В изданном до революции «Полном православном богословском энциклопедическом словаре» в разделе имени Феврония (2-й том, стр. 2225) излагается краткое житие святой: «Князь муромский Давид, впоследствии супруг святой Февронии, был болен тяжкой болезнью. От этой болезни он был излечен Евфросинией, дочерью бортника. За это он обещал жениться на Евфросинии, но обещание свое исполнил лишь после вторичного исцеления его от той же болезни. Но женитьба князя на девице незнатного рода вызвала неудовольствие муромских вельмож, так что князь Давид принужден был покинуть Муром. Вскоре, однако, в Муроме возникли междоусобия, и муромские жители принуждены были призвать назад князя Давида. Князь и княгиня своей истинно-христианской жизнью скоро завоевали себе симпатии всей области. Под старость они приняли монашество: князь Давид с именем Петра, княгиня Евфросиния с именем Февронии».

Из этого текста следует, что, во-первых, имена у святых изначально были другими, а Петром и Февронией они стала после принятия монашества. Во-вторых, именно князь был инициатором женитьбы на дочке бортника (пчельника), а не она. В народном предании говорится, что однажды ночью он услышал некий Голос, повелевающий найти девушку-травницу и жениться на ней после излечения. Так откуда же пошла байка, фактически сделавшая святую Февронию покровительницей незамужних девиц, которые стаями слетаются в большие города в поисках богатых женихов?

Светская полуязыческая легенда

К великому сожалению все сведения о святых супругах черпаются из «Повести о Петре и Февронии Муромских», которую написал монах Ермолай-Еразм вскоре после их канонизации. Чего только нет в этой сказочной повести: и змей-оборотень, который принимал облик старшего брата святого Петра, и спал с его женой, и чудесный Агриков меч, которым Пётр убил оборотня, и кожная болезнь, которой заболел Пётр от забрызгавшей его крови оборотня, и хитрая простолюдинка, заманившая князя в любовные сети, и прочее. Недаром знаменитый дореволюционный православный исследователь профессор Е. Голубинский называл эту повесть «светской полуязыческой легендой».

Единственное, что в «Повести» совпадает с историческими фактами – это то, что святые супруги после долгой и счастливой жизни приняли монашество, умерли в один день и, хотя проживали в разных монастырях, чудесным образом оказались в одном гробу. После революции гробница Петра и Февронии была передана Муромскому музею. В 1989 году рака с мощами святых была возвращена Церкви, а в 1992 году торжественно перенесена в Троицкий женский монастырь города Мурома. Вот это торжество и отмечают православные сегодня. 

Почитание святых в России

Святые благоверные князья Пётр и Феврония очень почитаются в нашей стране, особенно в последнее время. День их памяти считается нашим ответом так популярному на Западе дню святого Валентина. Но в отличие от дня святого Валентина, посвящённого влюблённым, день памяти святых Петра и Февронии посвящён семье, главным залогом которой является любовь и верность между супругами.

© Фото VN.ru

В Новосибирской епархии в этом году открылся храм во имя святых Петра и Февронии, расположенный в Кировском районе. Посреди частных домов посёлка Чемской на улице 3-й Бронный переулок буквально за год возникла деревянная церковь, построенная в старорусском стиле. Остаётся надеяться, что прихожане этого храма, изучая жизнь святых князей, будут основываться не на сказочной «Повести о Петре и Февронии Муромских», а на их житии и на народном предании, где нет места никаким змеям-оборотням и дочке пчельника, хитростью женившей на себе богатого князя, а говорится о любви между супругами, которая помогала им преодолевать все недоразумения семейной жизни.  

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
Вы успешно подписались на рассылку
Ошибка, попробуйте другой email
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент