Пешеходной улицы Ленина не будет в Новосибирске

Улица Ленина станет прогулочной — с лавочками, арт-объектами, убранными под землю проводами. Фото Аркадия Уварова из архива VN.ru
Открытое обсуждение по вопросам благоустройства улицы и площади Ленина прошло в Новосибирске. Эксперты московского КБ «Стрелка» представили свои расчеты и выступили за частичное перекрытие площади с сохранением транспортной проходимости. В заключение начальник департамента культуры, спорта и молодежной политики мэрии Анна Терешкова заявила, что речь о пешеходной улице больше не ведется. Она будет прогулочная — с лавочками и арт-объектами, а возможность перекрытия во время праздников и в выходные дополнительно будет изучена экспертами.

Свободных мест в выставочном зале НГУАДИ, в котором проходило открытое обсуждение концепции благоустройства улицы Ленина, за 20 минут до начала почти не осталось. Среди присутствующих – депутаты, студенты и преподаватели самого университета, новосибирские общественники и сами жители улицы Ленина, которым за последний год немало досталось из-за всей шумихи вокруг превращение тихого центра в новый центр общественного притяжения.

Трехполосный поворот на улицу Ленина

Поскольку новый проект московского КБ «Стрелка» вызвал много вопросов, в первую очередь, у автомобилистов, которых совсем не радовала перспектива стоять в пробках после того, как центр перекроют и засадят газонами, акцент в докладах был сделан именно на транспортной составляющей.

Разработчик «Стрелки» архитектор Ежи Станкевич в своем докладе отметил, что после проведенных масштабных исследований пришлось отказаться от идеи полностью перекрыть площадь Ленина. Она будет перекрыта частично, при этом конфигурация перекрестка должна будет обеспечить прежний объем транспортной проходимости. В том числе речь зашла о повороте с улицы Орджоникидзе на Ленина, которую изначально планировалось свести к одной полосе. Более того, за счет дополнительного транспортного кармана он станет фактически четырехполосным.

Кроме того, пешеходный переход возле метро перенесут ближе к перекрестку с Красным проспектом. А парковку возле краеведческого музея - ближе к зданию Госбанка, чтобы освободить более привлекательную для пешеходов территорию возле Первомайского сквера. Сама автомобильная парковка по примеру парковки на Арбате в Москве будет засажена деревьями. В дни праздников площадь перекроют, в результате чего откроется пространство, засаженное деревьями и зелеными газонами. Вместо заборов на площади установят съемные борды, которые можно будет легко демонтировать в случае праздников.

— Проект предусматривает возвращение площади пешеходу, как она и была сформирована изначально в 30-х годах. Сегодня есть возможность вернуть эту функцию, сохраняя транспортную пропускную способность, выделяя площадь Ленина в совершенно новом качестве, - подчеркнул в своем докладе Ежи Станкевич.

Он сослался на позитивную динамику на примере благоустройства московских улиц, где, несмотря на сокращение максимальной скорости движения, средняя скорость, а вместе с ней и пропускная способность улицы, наоборот, выросли.

Почему москвичи?

Относительно съемных бордов немедленно возникли вопросы по эксплуатации. В зимний период тротуары и без того превращаются в накопители снега, а дополнительные конструкции будут еще больше усложнять чистку площади. В ответ прозвучало, что КБ «Стрелка» изучило этот вопрос на примере северных европейских стран. Это звучит не очень убедительно, так как там не бывает так много снега как в Сибири.

Москва действительно вполне европейский город по климатическим условиям, а вот Новосибирск по этим параметрам не всегда проходит. Те же велосипедные дорожки, ради которых хотят сокращать количество полос на Красном проспекте, вызвали возмущение у автомобилистов, которые считают, что при минус 30 или даже 20 градусах желающих покататься на велосипедах будет не слишком много.

На закономерный вопрос, почему проект был поручен москвичам, тогда как в Новосибирске есть свои архитекторы, которые смогли бы заняться этим вопросом, зная историю города, ответил советник мэра и модератор встречи, архитектор Александр Ложкин:

— Этот проект разрабатывался в рамках программы «Благоустройство городской среды» по распоряжению правительства РФ. И оно поручило КБ «Стрелка» разрабатывать проекты сразу для 40 городов, включая Новосибирск. Сразу отмечу, что мэрия города не потратила на эти исследования ни копейки. Мы выступали в качестве консультантов, партнеров, но финансово не участвовали. Московское КБ «Стрелка» разрабатывало этот проект в партнерстве с новосибирскими бюро. Историю этого вопроса, естественно, предварительно изучили.

Пешеходная или прогулочная

Будущее общественное пространство обещают использовать для проведения массовых мероприятий, а также, чтобы сэкономить на сборке/разборке сцены, которую только за лето приходится возводить несколько раз. Это серьезные затраты для городского бюджета. Зимой на площади будет работать снежный городок, который, в общем-то, и сейчас благополучно работает, так что опять не понятно, ради чего весь сыр-бор.

Что касается пешеходной улицы Ленина - проекта, которой наделал много шума в прошлом году, то Анна Терешкова четко высказалась, что такой улицы не будет:

— Сегодня мы хотели собрать людей, которые живут на Ленина, ездят по ней, паркуются, чтобы выяснить все нюансы. Сейчас говорим о прогулочной улице. Это разные вещи. Пешеходная – это значит, что улица будет навсегда перекрыта, и машины по ней ездить больше не будут. А прогулочная улица другая —  с лавочками, арт-объектами,  убранными под землю проводами. Она будет удобной и для тех людей, которые живут на ней.

По словам Терешковой, дальнейшие расчеты должны показать, можно ли будет перекрывать улицу Ленина в праздничные и выходные дни.