Первая зима реагента – влияние на дороги и экологию Новосибирска

Первая зима реагента – влияние на дороги и экологию Новосибирска
Проблему с наледью "Бионорд" решил, зато на дорогах появились лужи. Фото Алины Полонниковой
Впервые реагент «Бионорд» применили для борьбы с наледью на магистралях Новосибирска этой зимой. Его обратную сторону – лужи и грязь на зимних дорогах – отмечают автомобилисты. В профильном департаменте мэрии практику применения реагента считают успешной – жалоб на него не поступало. Опыт использования в других городах показал – химический состав реагента требует неукоснительно соблюдать технологию, иначе «жидкой каши» на дорогах не избежать.

Эффект, ожидаемый от применения реагента: ликвидация наледи на дорогах, уменьшение засоров ливневой канализации и снижение количества весенней пыли. Эти проблемы актуальны для Новосибирска – являются следствием применения песко-соляной смеси. Относительно воздействия на экологию, скептики считают, что абсолютно безопасных реагентов не бывает, сторонники указывают на «четвертый класс» опасности.

Реагент «Бионорд» впервые использовали в Новосибирске вместо песко-соляной смеси зимой 2018-2019. Руководитель Новосибирского отделения федерации автовладельцев России (ФАР) Вячеслав Ашурков считает, что использование реагента достигло своей цели –

там, где применяли «Бионорд», наледи не было. Однако была грязь.

«Эффективность от «Бионорда» была – в том плане, что не появлялась наледь, не было предписаний со стороны ГИБДД о ненадлежащем состоянии проезжей части. Но были и негативные факторы – грязь. По технологии было необходимо «Бионорд» убирать, но я не видел ни разу, чтобы его убирали, – говорит руководитель регионального отделения ФАР. – Один из слушателей местной радиостанции сказал: «Да, грязно. А что лучше – иметь на гололеде шесть аварий на участке от аэропорта до Димитровского моста или грязную дорогу?» Я думаю, что пусть лучше будет грязная дорога, нежели столкновения машин».

лужи фото Алины Полонниковой

В результате использования «Бионорда» «жидкой каши» на дорогах не избежать. Фото Алины Полонниковой

Случаев жалоб со стороны автовладельцев о нарушении состояния лакокрасочного покрытия кузова (ЛКП) машин, появления ржавчины, не было, не было жалоб и со стороны пешеходов, говорит Вячеслав Ашурков. Однако окончательные итоги подводить рано, так как использование реагента было кратковременным: за столь короткий период,

за один сезон, сложно понять – разъедает он или не разъедает обувь, вреден или не вреден для здоровья.

«Можно только предполагать, что любая химическая добавка, возможно, вредна для здоровья», – пояснил Вячеслав Ашурков.

Департамент транспорта и дорожно-благоустроительного комплекса мэрии города Новосибирска на вопросы корреспондента VN.ru о применении препарата «Бионорд» ответил следующее: «Антигололедный материал «Бионорд» – малоопасное вещество IV  класса опасности по воздействию на человека. Реагент прошел необходимую сертификацию и имеет полный пакет разрешительной документации, в том числе положительное заключение Государственной экологической экспертизы. В рамках прохождения экспертизы были проведены исследования, в том числе по воздействию составов на человека, животных и окружающую среду.

Реагент не испаряется, не образует токсичных соединений в воздухе или в почвах, не вызывает аллергических реакций.

Содержит биофильные элементы и ингибиторы коррозии, не вредит дорожным покрытиям и оказывает минимальное воздействие на обувь. Жалоб на реагент не поступало».

В департаменте напомнили, что при использовании многокомпонентных составов, таких как «Бионорд», разные виды солей взаимодействуют друг с другом и постепенно балансируют состав почвы, не давая ионам хлора и натрия накапливаться.

В Москве «Бионорд» стали системно применять с 2011 года. По данным экологической службы, удалось в 3,5 раза снизить уровень засоления почв в столице, вызванного предыдущим многолетним применением соли.

«Реагент полностью растворяется в снежной массе, и этот влажный снег вывозится на площадки для временного складирования снега или на снегоплавильную станцию. Учитывая соотношение объема снега и реагента (50-70 г/м²), данные соли многократно разбавляются до незначительных концентраций, что не оказывает влияния на окружающую среду и не требует дополнительной утилизации», – сообщает пресс-служба мэрии Новосибирска.

зимняя пробка фото Никиты Давыденко

«Бионорд» позволит избежать аварий из-за наледи. Фото Никиты Давыденко

Из открытых источников известно, что производством «Бионорда» занимается  «Уральский завод противогололедных материалов» (УЗПМ) в Перми, основанный в 2010 году. Довольно скоро пермский реагент стали активно использовать в разных городах России. Завод, например, стал одним из крупнейших поставщиков антигололедных материалов в Москве.

Несмотря на хорошие заявленные свойства, тем не менее, реагент периодически подвергается критике во многих городах, где он применялся. Например, в соседнем Красноярске горожане жалуются на лужи и «жидкую кашу», которые остаются на дорогах после использования «Бионорда», и именно эта смесь якобы разъедает обувь, ЛКП  автомобилей, плитку и лапы животных. По этим же причинам против «Бионорда» протестовали и жители Екатеринбурга.

На фоне критики заступаться за реагент в Красноярск приезжал коммерческий директор УЗПМ Евгений Немировский. Жалобы на лужи и грязь в мороз компания-производитель  связала с тем, что коммунальщики используют неправильную технологию уборки.

По инструкции сначала нужно удалить рыхлый снег, затем рассыпать «Бионорд» и после паузы в 20-40 минут убрать снежную кашу.

«Если на дороге в минус 20 видно лужи, значит, подрядчик использовал слишком много реагента, и тот полностью растопил наледь», – пояснил технолог завода.

Москва была одним из первых городов, где начали использовать «Бионорд». Поначалу его применение вызывало критику горожан, все из-за той же снежной каши и грязи, однако, когда столичные коммунальщики стали четко соблюдать технологию, протесты снизились. По данным Департамента природопользования и охраны окружающей среды, в период снеготаяния в реке Москва концентрации хлоридов не превышают предельно допустимых.

ливневки "Инцидент Новосибирск"

Песко-соляная смесь и мусор засоряли ливневки, что приводило к потопу во время дождей. Фото «Инцидент Новосибирск»

На популярном портале автомобилистов drom.ru критическая доминанта «Бионорда» совпадает с 2011 годом, то есть в начальный период массового применения реагента в стране. Водители преимущественно обсуждают составы антикоррозийного покрытия днища кузова для защиты от реагента. Участик форума под ником Лимон пишет: «Этой зимой впервые стали сыпать «Бионорд» – в других городах уже, наверное, испытан этот реагент, так что многие в курсе, что кожу рук разъедает, собаки (лапы) в ужасе, обувь – тоже, машина ржавеет».

На сайте завода-изготовителя утверждается, что «Бионорд» безопасен для обуви, изделий из меха, для плиточных, бетонных покрытий и асфальта (с оговоркой — «при соблюдении инструкции»), быстро выводится из грунта и так далее.

Реагенты относятся к «наиболее безопасному» четвертому классу опасности.

Компания ссылается на то, что у нее есть вся разрешительная документация: сертификаты, заключения РосдорНИИ, Центра гигиены и эпидемиологии, Центра кожи и обуви. «Бионорду» присвоен IV класс опасности (малоопасные вещества), что означает, что его состав максимально безопасен для здоровья человека. «Бионорд» имеет международный сертификат Bureau Quality International.

На специализированных ресурсах, посвященных работе коммунальных служб, эксперты утверждают, что абсолютно безопасных реагентов не бывает. Сейчас в мире коммунальщики используют несколько видов противогололедных материалов: химические (твердые сыпучие или жидкие), фрикционные (мелкий щебень, песок, песчано-гравийная смесь и другие) или комбинированные (смесь фрикционных и химических материалов).

Комментарии
Комментировать
Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент