Рисковый руководитель
Петр Федорович Кривонос был известной личностью — машинистом-стахановцем. Он поднимал давление паров в котле паровоза выше установленных норм, чтобы увеличить скорость грузового поезда вдвое. По счастью, ни одного крушения не допустил. С 1935 года производственная авантюра машиниста получила широкое распространение. Стахановца выдвинули на руководящую работу ― он стал начальником Северо-Донецкой железной дороги. Летом 1942 года при наступлении гитлеровцев Кривонос эвакуировал подвижной состав из Донбасса, взорвал здания дороги и уничтожил железнодорожные пути. Его перевели на должность начальника Томской железной дороги. Здесь карьера стахановца могла закончиться печально.
Дело в том, что на станциях Западной Сибири (Инская, Новосибирск, Рубцовск, Топки, Тын) воинские эшелоны с техникой и живой силой иногда простаивали, иногда не обеспечивались порожняком под погрузку. В одно тяжелое декабрьское утро вместо 142 вагонов под боеприпасы железнодорожники подали только 20 вагонов. Кроме того, в этот день начальник службы движения Власов по устному приказу руководства погрузку воинских грузов исключил полностью, распорядившись насчет отправки только народно-хозяйственных грузов.
А Паулюса надо было добить
Между тем, под Сталинградом намечалось крупное сражение по ликвидации окруженной армии фельдмаршала Паулюса. Для спасения окруженных противник создал группу армий «Дон», которая располагала 30 дивизиями, в том числе шестью танковыми. Группировкой командовал фельдмаршал Манштейн, готовый к операции по деблокированию под названием «Зимняя гроза». Ситуация осложнялась еще и тем, что если бы немцы прорвались за Волгу, то в войну намеревались вступить союзники Германии ― Турция и Япония, чего допустить было нельзя.
Крупное скопление фашистских сил требовалось компенсировать не менее мощной воинской группировкой Красной Армии. Необходимо было подтянуть к фронту немалые силы с учетом того, что не только Манштейн наступал, но и Паулюс мог контратаковать, разомкнуть кольцо и выйти из окружения. Исход сражения решала арифметика: у кого будет численный перевес, тот и выиграет сражение. Но в глубоком сибирском тылу, несмотря на героизм тружеников, не все складывалось гладко. Из-за нерасторопности железнодорожного руководства, противоречивых указаний, а то и откровенного головотяпства военные поставки срывались, что грозило провалом операции под Сталинградом. Сразу определился виновник – начальник дороги Кривонос.
Отчасти понять Петра Федоровича было можно. Ведь когда-нибудь надо было отправлять грузы не для фронта, а для мирного населения. Хотя приоритет воинских поставок не мог быть оспорен. В результате возникло уголовное дело, возбужденное военной прокуратурой.
Прокуроры собрали бумажки
Одной из первых в папке документов появилось Постановление о принятии дела к производству предварительного следствия, подписанное помощником военного прокурора Вахманом, усмотревшим в действиях виновных лиц преступление, предусмотренное статьей 59-3 «В» УК РСФСР. За нарушения, допущенные работниками транспорта, следовало минимальное наказание: лишение свободы сроком до 10 лет.
Следом за постановлением в уголовном деле появился второй документ: телеграмма от народного комиссара путей сообщения Хрулева, который приказывал Кривоносу взять под личную ответственность поставку порожняка под нужды фронта. От Кривоноса требовалось отгрузить по 4 станциям 141 вагон. 25 декабря 1942 года Кривонос наложил положительную резолюцию, а Власов доложил «исполнено». Впоследствии красный прокурорский карандаш жирными росчерками отметил доказательства важности полученных, но так и не выполненных положений приказа. Поскольку на следующий день все произошло как раз наоборот.
Об этом свидетельствует документ, полученный прокурорским расследованием от начальника передвижения войск Борисова, рапортовавшего о срыве воинских поставок. Борисов подчеркивал, что и раньше имелись сложности с отправкой воинских грузов для фронта, а в последнее время эта ситуация не разрешилась, а усугубилась. Срочные воинские транспорты, а это 261 вагон, по централизованному плану (читай – для Сталинградского котла) под погрузку не были приняты. Наоборот, Кривонос издал приказы, вообще запретившие погрузку для Наркомата обороны, с одновременным разрешением грузить народно-хозяйственные грузы.
Подробности саботажа
Этот посыл о неисполнении воинских приказов получил развитие в расследовании, проведенном упоминавшимся Вахманом. Следователь скрупулезно подсчитал, что «из общего плана по дороге в 4649 вагонов под военные грузы не выделено ни одного вагона. И только после категорического требования с указанием на преступные действия Кривонос распорядился насчет военных грузов».
Выяснилось дополнительно, что «по двое суток и более на станции Инская простояли совершенно готовые поезда с воинским транспортом. На станции Новосибирск в отстое простояли 4 оперативных эшелона с бронетехникой и самолетами, время простоя составило 172 часа 45 минут. Один людской состав с тремя полками пехоты задержан на 18 часов 45 минут. На станции Тын задержан один оперативный эшелон. Всего были задержаны 5 скоростных воинских поездов, которые стояли, а должны были двигаться на запад со скоростью 300-500 км в сутки».
Тем самым был сорван план Генштаба Красной армии по подвозу техники и людского пополнения ― для операции мирового значения по разгрому войск Паулюса и Манштейна. Вместо скорых поставок вооружения и солдат, из упоминавшихся 4649 вагонов 3025 вагонов железнодорожники выделили под уголь, а остальные 1624 вагона были намечены на перевозку муки, зерна, леса, камня, опилок и других хозяйственных грузов.
А потому военный прокурор Кравчук «в разрезе выполнения постановления ГКО от 1/ІІІ-42 г. за № 1358» возбудил уголовное дело. Виновных предстояло установить «персонально» в ходе предварительного следствия, которое военная прокуратура почему-то стала сознательно затягивать.
А Кривонос уже в Донбассе
Только через три месяца последовало неожиданное продолжение. Заместитель Центрального Военного прокурора Хохлов в марте 1943 года предложил следствие закончить. Мотивы таковы: «В настоящее время руководство дороги сменено, и дальнейшее производство следствия по этому делу, учитывая как это обстоятельство, а также потерю значимости дела в связи с его трехмесячной давностью, является нецелесообразным».
И ведь умели военные прокуроры, когда надо, вывести важного фигуранта из-под удара, обосновав дело должным юридическим образом. Ситуация на фронте выравнялась: Манштейна отбросили, Паулюс капитулировал. И в Сибири нужные головы решили не сносить с плеч. После зимнего завала на Томской железной дороге Кривоноса направили в разоренный Донбасс, где он вновь стал начальником Северо-Донецкой железной дороги и в короткий срок провел огромную работу по восстановлению разрушенного железнодорожного хозяйства.
Как результат, Указом Президиума Верховного Совета СССР от 5 ноября 1943 года П.Ф. Кривоносу присвоили звание Героя Социалистического Труда с вручением ордена Ленина и Золотой медали «Серп и Молот». Особенно умиляют в наградном Указе слова об особых заслугах в «обеспечении перевозок для фронта», за срыв которых стахановца едва было не приговорили.