Не будет преувеличением сказать, что каждое третье здание в центре Новосибирска построено по проектам Андрея Дмитриевича Крячкова.
Госбанк, архитектурный университет, здание Облпотребсоюза, мэрии. Но известный архитектор не просто строил отдельные дома – он формировал городское пространство. Например, площади Ленина и Свердлова полностью спроектированы им.
– Архитектурный облик, симметрия площади сформированы именно теми зданиями, в том стиле, в котором строил Андрей Дмитриевич Крячков, – говорит сотрудник Музея Новосибирска Игорь Геннадьевич Минов.
Родом он из Ярославской губернии. Приехал тогда ещё в Новониколаевск из Томска. И первым его проектом здесь стало речное училище, но сегодня это здание переоборудовали в детскую больницу скорой помощи.
Строилось по программе развития образования в Новониколаевске. Город в то время быстро развивался, рос, строился, и необходимо было большое количество строителей, инженеров, техников. Поэтому было создано реальное училище для мальчиков с просторными светлыми аудиториями, с чертёжными классами, которые выходили на солнечную сторону. В здании была собственная обсерватория и даже собственная церковь, – рассказывает Игорь Геннадьевич Минов.
С 12 по 50-е годы прошлого века Крячков построил в Новосибирске 30 объектов. 22 из них – памятники регионального значения. Еще три – федерального.
Например, знаменитый стоквартирный дом – образец архитектуры, которая во многом определяет облик Новосибирска.
Стоквартирный дом работников построен в 1934—1937 годах по проекту архитекторов А. Д. Крячкова и В. С. Масленникова. Фото Михаила Пермина
– В крыле здания должны были располагаться квартиры для сотрудников, но сотрудники в дальнейшем сочли неудобным проживать там, где работают, и в более позднее время для них был выстроен стоквартирный дом, который стал визитной карточкой нашего города, – продолжает рассказ Игорь Геннадьевич.
Ещё одно творение Крячкова – здание бывшего Сибревкома. Ныне – художественный музей. Сегодня он считается памятником федерального значения. А когда-то проект был воспринят неоднозначно.
– В местных газетах того времени было высказано много критики, Андрея Дмитриевича упрекали в буржуазности в связи с его увлечениями буржуазными деталями, призывали студентов не учиться у профессора Крючкова этим деталям, но, тем не менее, здание до сих пор существует, – подытожил экскурсию сотрудник музея.
Новосибирский зодчий работал во всех современных ему стилях. От рационального модерна городского торгового корпуса до конструктивизма госбанка. И его здания не только красивы, но и функциональны.
Эти зелёные башенки считаются символом сибирской архитектуры. Фото Аркадия Уварова
Крячков размещал их на школах, которые ему поручили построить в 1910 году в Новосибирске. Причём были они там не только для красоты. В зелёных башенках на школах размещалось оборудование, которое позволяло провести канализацию.
Кстати, причастность Крячкова к проектированию еще нескольких шедевров до сих пор под вопросом. Возможно, он был автором здания Музея Новосибирска, архитектор которого до сих пор не установлен. Творчество Крячкова – пример того, как архитектор может строить не только отдельные здания, но и город в целом.