Детей спасали на руках
Наступившая жара подсушила город. Однако вопрос затопления улиц во время ливней остался. В начале июля на регион обрушились мощные дожди, и соцсети наводнили видео- и фотоматериалы: в мегаполисе что ни день был, то потоп. Дворы и автомагистрали походили на венецианские каналы.
— Детишек тащили на руках, их чуть не сносило бурлящими потоками, — делится впечатлениями жительница Ленинского района Ольга, которую ливень застал на площади Маркса.
На площади Труда глохли машины, на Троллейной на несколько часов замирали трамваи — ждали, пока аварийные службы откачают воду. Кто несет ответственность за состояние ливневок и почему «дни Венеции» в крупнейшем мегаполисе Сибири повторяются из года в год? Вопрос тем более актуальный, что совсем недавно страну шокировала гибель 14-летней девочки в Ростове-на-Дону, которую затянуло под припаркованный автомобиль потоком воды.
Вспоминаются и более давние события. Например, ливень, устроивший бедствие на улицах Новосибирска в 2012 году. Дождь, поливавший областной центр в начале августа, специалисты отнесли к категории ОЯ — опасное явление. Вода затопила ряд микрорайонов, и в том числе — многострадальную Троллейную. Потоп-2016 показал, что ситуация с ливневками не изменилась. Воз и ныне там.
Трубы захлебываются
Когда дожди усиливаются, аварийные бригады работают непрерывно: открывают заслонки в ливневой канализации, удаляют мусор, откачивают влагу насосами. Нормативное время отвода воды с городских дорог — 20 минут после окончания дождя, но с супернагрузками трубы не справляются.
— Диаметр труб рассчитан на 20–25 миллиметров осадков за сутки, а выпадало
— Любая инфраструктура имеет определенную пропускную способность, — соглашается архитектор Александр Ложкин. — Есть нормативы, разработанные с учетом особенностей климатической зоны, в которой находится Новосибирск. Но иногда возникают сверхнормативные нагрузки, которые сложно рассчитать.
Вопрос к строителям и дорожникам?
Ливневая сеть строилась большей частью в 1960–1970-е годы, со временем возникла необходимость ее модернизировать, достраивать. Депутат Законодательного собрания Новосибирской области Вадим Агеенко укоряет строителей новых микрорайонов, которые не всегда думают о дополнительных ливневках.
— Ливневая сеть строилась в те годы, когда в городе было много свободных площадей, газонов и оврагов, куда вода уходила, — поясняет Александр Чупак. — Сейчас застроили, заасфальтировали каждый пятачок. Получается, вода не дренирует в почву, а скатывается в низовые места. Нужно увеличивать количество водоприемных устройств, что постепенно и делается, создавать комфортную среду для людей. Ведь когда поток воды идет по всей ширине улицы — так не должно быть. Нужно делать поперечные уклоны, чтобы середина дороги была поднята, было где проехать и пройти. Есть примеры, когда удается развивать ливневую сеть с помощью застройщиков. Так, на Западном жилмассиве ливневок не было исторически, район всегда тонул. Но пришли застройщики, занялись новыми жилмассивами и в первый раз построили ливневую канализацию.
— Есть и еще проблема: если ливневку засыпали, — говорит Александр Козлов, депутат Заксобрания. — Вспоминается случай, который произошел в районе села Берегового еще в советское время. Ливень шел двое суток. Железную дорогу затопило, и машинист сообщил, что не видит рельс. Начали разбираться и выяснили, что автодорожники делали ремонт рядом с поселком и засыпали нагорную канаву, расширив за счет нее проезжую часть. Когда канаву прокопали вновь, проблемы прекратились.
Получается, что в Новосибирске решение проблемы зависит от доброй воли застройщиков и сознательности дорожников? Кто обязан обеспечить подвод коммуникаций и коммунальных сетей к участку застройки? Муниципалитет. Кто принимает брак у дорожников?
В 2013–2015 годах в модернизацию и развитие ливневки влили 62,7 миллиона бюджетных рублей. Сильно ситуация поменялась? В областном центре сегодня действует
Дожди отступили, но проблема осталась.
Опубликовано в газете "Советская Сибирь" (№28) 13 июля 2016 г.