Утром накануне премьеры — генеральный прогон. В полупустом, как это всегда бывает на репетициях, зале находится и композитор. Илья Демуцкий снимает происходящее на смартфон: после можно будет пересмотреть запись, еще раз откорректировать какие-то штрихи.
— Это у меня не первая премьера, но слушать свою музыку впервые всегда волнительно, — признался автор VN.ru.
Мировая премьера — то есть самое первое исполнение — нерушимая традиция Транссибирского Арт-Фестиваля. За всю его историю таких премьер было пятнадцать. В числе тех, чьи произведения впервые прозвучали именно в Новосибирске композиторы Уусберг Пярт, София Губайдулина, Александр Раскатов и многие другие. По словам основателя «Траннсиба» Вадима Репина, это даже не традиция — устав.
Этот концерт для скрипки с оркестром написан по заказу Транссибирского Арт-Фестиваля. Илья Демуцкий поставил перед собой задачу сделать произведение в форме классического концерта для скрипки с оркестром. Работа над партитурой заняла около четырех месяцев. Для автора это стало чем-то вроде вызова: в творчестве Ильи Демуцкого преобладает вокальная музыка, а со скрипкой, как солирующим инструментом, он имеет дело впервые.
— Считаю скрипку продолжением человеческого голоса, — говорит композитор. — Это действительно так и есть, но с большими возможностями. С точки зрения регистра мы можем «петь» выше, петь многоголосно. То есть, брать аккорды и так далее. Сложность, в том, что я не играю на скрипке, хотя в теории и знаю ее в совершенстве. Тем не менее, я приобрел скрипку, щупал этот инструмент, и какие-то вещи для себя открывал. Довольно интересно.
Формулировка «по заказу Транссибирского Арт-Фестиваля», с которой написан этот концерт, не подразумевает, что заказчик вмешивается в творческий процесс. Это отношения полного доверия.
— Я давно знаю музыку Ильи Демуцкого, мне она нравится, — рассказывает художественный руководитель Транссибирского Арт-Фестиваля Вадим Репин. — Спектр каких-то приемов и трюков, он невероятно широк и он, в общем-то, дает дополнительные краски. Потому что, естественно, в каких-то концертах романтических такого себе позволять нельзя. А здесь у меня полная свобода. И, действительно, я могу пересекать любые линии, которые мне придут только в голову.
Особенная ответственность ложится на Новосибирский симфонический оркестр — первое исполнение, так или иначе, становится эталоном звучания нового произведения.
— Конечно, есть желание, чтобы это первое исполнение запомнилось, — рассказывает главный концертмейстер новосибирского академического симфонического оркестра Валерий Карчагин. — В процессе работы ставятся какие-то задачи, их интересно решать и музыканты, разумеется, чувствуют свою вовлеченность. Хочется это ощущение передать слушателям.
Этот концерт — один из важнейших в программе фестиваля. Кроме того, публика услышит и увидит авторскую программу Вадима Репина и примы-балерины Большого театра Светланы Захаровой «Па-де-де на пальцах и для пальцев». Участие в арт-фестивале подтвердили многие российские исполнители: приедет камерный ансамбль Юрия Башмета, н ародный артист России Евгений Миронов покажет музыкально-литературную композицию «Письма Ван Гога».
— Для нас это очень важное событие, — рассказывает директор Новосибирской филармонии Александр Бочарников, — Одно из главных событий для сотрудников новосибирской филармонии, потому что процесс подготовки фестиваля занимает достаточно длительное время. Но я думаю, что публика, которая придет к нам в залы в эти дни, на концерты девятого Транссибирского фестиваля будет довольна: услышит и увидит своих любимых артистов. А может, откроет для себя новые имена музыкантов.
Фестиваль продлится до 6 апреля. По традиции концерты пройдут не только в залах Новосибирской филармонии, но и на площадках в области. В частности, в Искитиме и Кольцово.