В Институте археологии и этнографии Новосибирска открылась выставка, которая раскрывает особенности использования холодного оружия сибирскими этносами в различные исторические эпохи.
С глубокой древности и до наших дней клинки в Сибири имели не только утилитарное назначение, но и подчеркивали статус владельца, использовались в обрядовых практиках.
Среди выставленных экспонатов большую долю занимает оружие, принесенное в качестве жертвы или подношения божествам с просьбой о здоровье, благополучии, правильном пути души в загробном мире.
Самый удивительный меч из представленных на выставке — настоящий и неповрежденный. Это длинный западноевропейский клинок XII века, который можно отнести к каролингскому типу (характерному для эпохи наследников Карла Великого). На его лезвие нанесена надпись-посвящение, переводимая с латыни «Во имя матери нашего Спасителя вечного, Господа Спасителя вечного. Христос Иисус Христос (на одной стороне); Во имя Всемогущего. Богоматерь. Во имя Вечного (на обороте)».
Об этом открытии изданию «Наука в Сибири» рассказал академик Вячеслав Молодин: «Мы нашли этот меч случайно, работая на раскопках более древнего могильника в Барабе, возле села Старые Карачи. Клинок находился очень близко к земной поверхности, буквально в нескольких сантиметрах от нее. Нам повезло, что так совпало, иначе меч бы лежал там и лежал неведомо сколько… Реставрацию этой незаурядной находки проводили в Эрмитаже».
Как каролингский меч попал в Сибирь? Археолог поделился гипотезой, которую назвал «почти фантастической». Когда Иван Кольцо привез Ермаку от Ивана Грозного легендарный доспех, заморский старинный меч мог к нему прилагаться. Затем, если клинок остался у Кольца, то мог быть потерян во время разгрома его отряда.
«Меч был не положен в погребение или клад, а просто брошен, потерян», — подчеркнул Вячеслав Молодин.