Одна из неприятных особенностей российских интернет-распродаж в том, что человек с мороза не сможет просто зайти на сайт магазина и купить товар со скидкой. Для этого нужно зарегистрироваться на специальном сервисе, их в России всего два: Black Friday Sale и Real Black Friday.
Пройдя регистрацию, нужно будет следовать инструкциям, которые вы получите по почте. Чтобы скидки были видны и работали, на сайты интернет-магазинов нужно переходить с вашего сервиса.
Здесь кроется еще одна хитрая ловушка для потребителей. Нередко для получения скидки нужно ввести специальный промокод с сервиса BlackFriday. Однако, пройдя по ссылке, пользователи с удивлением обнаруживают, что цена в интернет-магазине оказывается даже ниже заявленной на сайте «Черной пятницы».
– В надежде, что цена понизится еще больше, я ввел промокод, после чего цена выросла до заявленной.
Эту «разницу» сервис забирает себе. Мы это называем «черная пятница по-русски», – пишет на Picabu.ru пользователь под ником OlderMan.
Скидки или переплата?
«Черная пятница» на Западе наступает после Дня благодарения, который отмечается в последний четверг месяца. В России аналогов этому празднику нет, поэтому и предновогодние распродажи, которые у нас пытаются ввести с 2013 года, скорее напоминают злую пародию, чем реальный Sale. Даты проведения также подбираются условно. Само мероприятие часто растягивается на три дня и длится до понедельника, который еще называют Киберпонедельник (Cyber Monday).
Если в США фраза «скидки до 90%» является вполне реальной, из-за чего многие готовы месяцами откладывать деньги в ожидании этого дня и затем локтями прокладывать себе путь к витринам с вожделенным товаром, то в России ситуация прямо противоположная. Внимательные покупатели каждый год ловят продавцов на накрутке, после чего в день распродаж цена снова опускается до уровня среднерыночной, так что скидка составляет в лучшем случае 10%. В худшем – вы можете еще и переплатить.
Черная пятница по-казахски
В преддверии «Черной пятницы-2016» Hi-Tech Mail.ru привел неплохой обзор, где изучил цены и предложенные скидки в наиболее популярных российских интернет-магазинах. Результаты неутешительные. Почти везде под скидку попало немного витринных образцов, которые сеть сливает уже не первый месяц. Скидки до 40% найти реально (хоть и не везде), но для этого нужно внимательно проштудировать весь каталог. И совсем не обязательно, что это будет та вещь, о которой вы мечтали.
Отзывы о черной пятнице в Казахстане, подготовка к которой также идет полным ходом, публикует Picabu.
«Магазины бытовой техники принялись поднимать цены перед черной пятницей. Выбирал в пятницу стиралку, отправлял жене ссылки с ценами. Сегодня поглядел цены и удивился. Но кэш все помнит», – пишет один из пользователей.
Далее идет скриншот с прошлыми и нынешними ценами.18 ноября стиральную машину можно было приобрести за 192000 теньге. Та же машина спустя три дня стоит уже 258100 теньге.
Вот откуда возьмется будущая скидка в 40%.
– Сравнивать и запоминать цены любят далеко не все, на это и рассчитаны подобные акции. Чаще всего трех дней вполне достаточно, чтобы человек забыл предыдущий ценник, – поясняет психолог Татьяна Суворова. – А зачеркнутая предыдущая высокая цена и вместо нее написанная большими красными буквами новая заставляет человека расслабиться и отбросить все сомнения.
Чтобы маркетинговые уловки окончательно не лишили вас разума, можно воспользоваться анализаторами изменения цен. Например, Price Analytics отслеживает историю изменения цен на компьютеры, электронику и бытовую технику в интернет-магазинах России. Для этого достаточно выбрать в каталоге понравившийся вам смартфон или чехол для ноутбука и посмотреть информацию о нем: колебания цены в течение года и список магазинов, в которых была отмечена самая высокая и самая низкая цена. Так вы узнаете, реальна скидка или вас обманывают.
Рухнувшие сайты
Неизменной проблемой российских «черных пятниц» с 2013 года также были рухнувшие сервисы. От наплыва посетителей сайты падали, и на них ничего уже нельзя было купить. С некоторых пор эту проблему удалось решить.
– Обычно к таким масштабным акциям компании подходят ответственно и заранее подготавливают базу: увеличивают серверные мощности, чтобы справится с резко растущим трафиком, – поясняет специалист по работе с высоконагрузочными проектами компании KONTUR Юлия Попондопуло.
Почта не выдерживает
От наплыва посетителей и обилия покупок валятся не только интернет-ресурсы. Владельцы интернет-магазинов еще помнят Киберпонедельник-2012. Тогда рост числа покупок превысил 50%. Это привело не только к сбою работы «Почты России». В столичных аэропортах скопилось около 500 тонн почты, в основном это были заказы российских покупателей интернет-магазинов.
Объемы поступающих из-за границы посылок продолжают расти каждый год. Это касается и Новосибирской области. С начала 2016 года новосибирская таможня осуществила контроль в отношении 13,5 млн международных посылок. Это почти в 4 раза больше, чем за такой же период прошлого года. Более 90% посылок поступает из Китая. Как правило, это товары личного пользования (игрушки, одежда, обувь, электронные устройства, бижутерия, аксессуары). Чтобы справиться с предновогодним ажиотажем, с середины ноября таможня переходит на круглосуточный режим работы.
– Уже сейчас количество международных почтовых отравлений (МПО), обрабатываемых в Месте международного постового обмена (ММПО) «Толмачево», достигает 90 тысяч штук в день, и прогнозируется дальнейшее увеличение объемов почты, – комментирует специалист по связям с общественностью Новосибирской таможни Татьяна Супжанова.
В предновогодний период, когда традиционно возрастает количество заграничных посылок, новосибирский почтовый таможенный пост переходит с 12-часового на круглосуточный режим работы.
Такой режим будет действовать до окончания пиковых нагрузок на пост. Напомним, что по законодательству время таможенного контроля составляет не более 1 рабочего дня с момента предъявления товара таможне.