Новосибирск

Легендарный 13-й трамвай поставили на постамент в сквере за Оперным в Новосибирске

01.06.2022
Екатерина Маркова
Самый настоящий вагон превратили в арт-объект в Новосибирске. Фото и видео Андрея Заржецкого
Трамвайный вагон КТМ-5 Усть-Катавского вагоностроительного завода после 33 лет службы поставили на вечную стоянку на маршруте №13. Как заявляют власти города, это не памятник легендарному трамваю №13, а арт-объект.

Старый трамвай самого привычного для новосибирцев вида установлен на настоящих трамвайных рельсах. Когда заходишь внутрь, трамвай качается, будто собирается ехать дальше по маршруту. Так и задумано, объясняют в управлении пассажирских перевозок. Арт-объект – не стилизация, а самый настоящий вагон, который списали около двух лет назад.

«У нас все вагоны модели КТМ-5 поступили в город в период с 1987 по 1991 годы. Вот этот конкретный вагон, если мне память не изменяет, 1989 года, и все годы он служил на правом берегу в Октябрьском, ныне правобережном трамвайном депо. У нас вагоны не закреплены за маршрутами, поэтому он мог обслуживать всю правобережную сеть города», – рассказывает заместитель начальника управления пассажирских перевозок Михаил Никулин.

Трамваи Усть-Катавского вагоностроительного завода до сих пор ходят по Новосибирску. Первые вагоны этой модели привезли в город еще в начале 90-х годов. Как рассказывают в городском департаменте транспорта, еще пару лет – и вагон окончательно уйдет в историю. Но именно старый КТМ-5 М3 у многих новосибирцев ассоциируется с главной городской легендой.

«13-й трамвай – первый, на котором я вообще начала ездить по городу. И всегда с ним какая-то история. То застрянет по пути джип на рельсах, то ток пропадет прямо на перекрестке с Октябрьской магистралью, – рассказала VN.ru пассажирка трамвая Ольга. – Помню, как-то в пробке на перекрестке простояли минут 30. Лет 20 назад он горел, и в автоаварии я на нем попадала, но, тем не менее, он у нас самый неубиваемый».


Все истории и легенды, связанные с 13-м трамваем, хотят собрать власти города. Как рассказала заместитель мэра Анна Терешкова, собранный городской фольклор может стать основой для концепции кафе, которое здесь планируют разместить. Каким оно будет, пока неясно.

«Мы собираем мнения горожан – надо ли арт-объект оставлять таким или, может быть, жители предложат сделать какое-то граффити, выставку. Воспоминания, фотографии людей с 13-м трамваем, истории, связанные с ним. Даже те самые аварии с его участием люди же всегда фотографируют. Возможно, будет какая-то выставка», – поделилась планами Анна Терешкова. Конкурс на размещение кафе в новом арт-объекте готовят.

  • Фото Андрей Заржецкий
  • Фото Андрей Заржецкий
  • Фото Андрей Заржецкий

Бортовой номер вагона, который поставили на вечную стоянку, также оказался символическим – 3037 в сумме вновь дает 13. Впрочем, в департаменте транспорта легенду о 13-м трамвае объяснили рационально – это единственный маршрут, проходящий через центр города, магическая цифра тут ни при чем.

«Городской легендой трамвай стал в нулевые, после 90-х он остался единственным маршрутом в центре города. На эти годы как раз пришлась бурная автомобилизация Новосибирска. Конфликты возникают неизбежно, автомобилисты невнимательные попадают под трамвай, но трамвай по правилам всегда прав», – рассказывает Михаил Никулин.

Не исключено, что кафе в трамвайном вагоне за Оперным может появиться уже этим летом. Как считает Анна Терешкова, объект привлечет большое внимание туристов. Сюда будут водить экскурсионные группы. Чем будут угощать в трамвае, будут ли продавать алкоголь, пока неизвестно.

Идея сделать пункт общепита из транспортного средства не нова. В 1979 году в парке «Березовая роща» находился самый настоящий Ту-104, в котором работало детское кафе «Самолет». Сначала в самолете, который списали и привезли с завода имени Чкалова, собирались сделать детский кинотеатр, однако уже в следующем постановлении от октября 1979 года воздушное судно решили превратить в кафе-мороженое.

cамолет-кафе.jpg
Фото из архива VN.ru

Открылось кафе-мороженое гораздо позже – в 1983 году, и после нескольких месяцев работы его закрыли по предписанию санитарной службы. В итоге самолет снова оказался бесхозным и неохраняемым. Одни посетители парка фотографировались на его фоне, другие разбивали иллюминаторы и устраивали в Ту-104 отхожее место. В 1985 году руководство «Березовой рощи» решило его демонтировать. С тех пор на этом месте устанавливают районную елку.

Тем не менее, Ту-104 полюбился горожанам. В 1983 году кафе-самолет разместили на одной из почтовых карточек с достопримечательностями Новосибирска.

Похожие новости
10.08.2022 ТРАНСПОРТ

Строители станции метро «Спортивная» перешли к фасадным работам. Площадь в 3 000 кв.м. почти покрыли перфорированными треугольниками. Боковые панели синего цвета будут изготавливать прямо на месте.

Новости
Больше новостей
Технопром 2022
Больше новостей
Новости районов
Больше новостей
Новости партнеров
Больше новостей