Яндекс.Метрика

Легенда, зарытая в землю: тайны главного моста Ново-Николаевска

Легенда, зарытая в землю: тайны главного моста Ново-Николаевска
Мост через Каменку выполнял важную функцию – соединял Центральный и Закаменский районы Ново-Николаевска. Фото с сайта Фото с сайта nsk-kraeved.ru
У пешеходного моста над Ипподромской – богатая история и непростая участь. Некогда высокий и современный, он был одной из главных городских переправ, а теперь лишился даже имени. Сейчас сложно вообразить, что когда-то по нему ходил троллейбус, а по ночам свирепствовали банды «левобережных» грабителей.

К тридцатым годам ходить вечером по мосту через Каменку стало совсем страшно. Едва опускались сумерки, туда выходили дежурить «левобережные». И запоздалому путнику встреча с ними не сулила ничего хорошего. Милиция о «сложном участке» знала, контролировала по мере сил. Но не дежурить же там всю ночь, в городе и так дел хватает.

Едва ли студенты-художники, выходящие сюда на пленер, знают, что гоп-стоп процветал на Сибревкомовском мосту вплоть до шестидесятых. Сегодня это уютный и неприметный пешеходный мост, о котором знают далеко не все новосибирцы.

Жизнь в ущелье

Мост был нужен давно. Пожалуй, еще до того, как на этом месте возник Ново-Николаевск. Берега Каменки не пустовали со времен неолита: стоянка древнего человека была на пригорке, известном в народе как чертово городище. На месте нынешнего сквера имени Кирова (в народе его чаще называют «парком, где Змей Горыныч» находили орудия труда – топоры, керамику, наконечники стрел. И, само собой, могильники. Позже на отвесных берегах Каменки обитали чатские татары.

А триста лет спустя новониколаевцы построили по достаточно скалистым берегам вертлявой речушки мельницы и каменоломни. На первых снимках овраг, по которому бежит Каменка, подписан словом для западной Сибири весьма непривычным – ущелье.

ущелье реки Каменки. Фото с сайта nsk-kraeved.ru

Фото с сайта nsk-kraeved.ru

До того, как появился мост, река Каменка не просто делила Новосибирск пополам, как это сейчас делает Обь, но даже надолго отрезала берега друг от друга. На первый взгляд совсем маловодная (летом и вброд переходили), весной эта река показывала все свое коварство: разливалась, смывала дома, стоящие в пойме, и даже уносила некоторые постройки прямиком в Обь. В полноводье перебраться с одного берега на другой по весне было проблематично. Зимой переходили по льду, летом перебрасывали с одного берега на другой бесхитростные дощатые мосты.

мост через Каменку в Новосибирске. Фото с сайта  nsk-kraeved.ru

Фото с сайта nsk-kraeved.ru

В результате берега были разобщены и жили обособленно. Правый берег Каменки занимали дома купцов и зажиточных крестьян, на левом берегу селились люди попроще. Именно их потомки, когда построили мост, стали разбойничать там по ночам. Но несмотря на разницу сословий, и те и другие страдали одинаково, когда в половодье река становилась непредсказуемой.

Главный мост города

Проектов моста было много, и победил в итоге самый оригинальный. Работа архитектора Ульянинского оказалась неожиданной: мост встал на высоких, тонких, чуть скошенных опорах.

Его сдали позже назначенного срока – не в августе, а в ноябре 1926 года. Впрочем, вышло все равно довольно быстро, ведь запроектировали мост в 1925-м. Да и горожане готовы были ждать сколько угодно, лишь бы переправа наконец-то появилась.

мост через Каменку. Фото с сайта nsk-kraeved.ru

Фото с сайта nsk-kraeved.ru

«С обоих берегов моста к воде спускались пешеходные лестницы. С правого (с Чертовой пади) были проложены деревянный водопровод для спуска ливневой воды и даже трасса «скоростного» спуска на лыжах, – пишет в своей книге «Новосибирск «на ощупь» сотрудник музея Новосибирска Константин Голодяев. – А со стороны Садовой горки работал знаменитый магазин «на приступках». Это был маленький хлебный магазинчик. Тут же и парикмахерская, и ларек по продаже на розлив спиртных напитков».

На снимках тридцатых годов Сибревкомовский мост, высокий и современный, на тонких опорах, выглядит неправдоподобно в сельских пасторальных пейзажах. На знаменитой фотографии 1931 года он соединяет два высоких берега, на крутых склонах и в пойме совсем крошечные избы, а в левом верхнем углу можно разглядеть очертания здания с острой крышей – это одна из двенадцати школ, построенных по проекту архитектора Андрея Крячкова; сейчас она неприметна в глубинах частного сектора на улице Якушева.

Сибревкомовский мост изменил жизнь города до неузнаваемости.

Межсезонье уже не мешало перемещаться с одного берега на другой (особенно этому обрадовались левобережные банды, перед которыми автоматически открылись новые способы заработка), а от весенних паводков страдали лишь те, чьи дворы стояли по берегам каменки.

И самое главное, на первый взгляд легкая и хрупкая, эта переправа изначально была рассчитана на то, чтобы принять внушительные по тем временам потоки транспорта. Над Каменкой теперь во всю сновали грузовики. Планировали, что туда-обратно по мосту будут сновать трамвайные вагоны, но этого так и не случилось.

Снести нельзя оставить

Зато в шестидесятые по Сибревкомовскому мосту пустили троллейбусы. Казалось бы, это была новая страница в его истории. Однако вскоре былая слава его пошла на спад.

В семидесятые Новосибирск изменялся до неузнаваемости: реку Каменку поэтапно закрывали в подземный коллектор.

Проект академика архитектуры Бориса Иофана был смелым, масштабным и чрезвычайно сложным для исполнения. На то, чтобы спрятать целую реку, ушла четверть века. Работы начались от устья и постепенно двигались дальше, в сторону нынешнего района улиц Кошурникова и Лежена. Там в гаражах сейчас и начинается подземная часть Каменки.

Сибревкомовский мост Новосибирске. фото с сайта nsk.novosibdom.ru

Фото с сайта nsk.novosibdom.ru

Высокое ущелье Каменки засыпали вместе с рекой, и Сибревкомовский мост стал ниже почти вдвое. Почти сразу после этого его упразднили, вслед за рекой. Транспорт теперь побежал по более широкой и современной Октябрьской эстакаде, а старую переправу сделали пешеходной, каковой она и является до сих пор.

«Сегодня, после замыва реки, романтичный мост этот совершенно не выглядит сказочным шагающим Гулливером, – пишет Константин Голодяев, – от его громадных опор остались только вершки – остальное под землей, по нему давно уже перекрыто автомобильное движение, обветшал его декор в стиле модерн, разрушился узорчатый парапет и фонари-обелиски».

Судьбу «старика» пока решают. Мосту уже перевалило за 90 лет, и его плохое состояние ни для кого не является секретом. Вопрос о том, сносить его или ремонтировать (что очень затратно) пока находится в подвешенном состоянии.

Некогда нужный, долгожданный, изменивший до неузнаваемости облик каменского ущелья Сибревкомовский мост теперь лишился былого уважения. У него и официального названия уже нет, Сибревкомовским называют по старинке, а в официальных источниках он фигурирует, как «пешеходный мост над Ипподромской». И даже на картах 2ГИС он лишь обозначен невзрачной безымянной пунктирной линией. 

Комментарии
  • Аноним
    10:15:05 30.06.2021
    Да.

  1. Ради чего вы готовы поставить прививку от коронавируса и получить QR код
  2. Ваш пол?
Похожие новости

После переезда из Краснообска полностью выстроена работа детского онкогематологического отделения областной больницы. 22 октября первый заместитель губернатора региона Юрий Петухов проконтролировал организацию деятельности отделения детской онкологии и гематологии.

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент
Поделиться:
Копировать