На двери государственного концертного зала имени Арнольда Каца в Новосибирске висит строгая предупредительная табличка: «Тихо! Идет запись!». За дверью — чарующие звуки балета Чайковского «Щелкунчик». Уже не в первый раз за несколько дней концертный зал трансформируется в студию звукозаписи: корейская балетная труппа Universal Ballet заказала Новосибирскому академическому симфоническому оркестру три балета Чайковского «Щелкунчик», «Спящая красавица» и «Лебединое озеро», которые будет использовать для своих выступлений в Сеуле (Южная Корея).
По словам звукорежиссера записи, начальника службы звукообеспечения, звукозаписи и интернет-трансляции Московской государственной академической филармонии Павла Лаврененкова, благодаря трем этапам реконструкции акустической системы, качество звучания в зале улучшилось в разы по сравнению с 2015 годом, когда писали музыку к балету The Love of Chunhyang.
Три года назад в новеньком концертном зале в день открытия во время выступления Академического симфонического оркестра филармонии (дирижировал Марк Горенштейн) стоял ощутимый гул, который мешал и зрителям на их местах, и самим исполнителям. Можно сказать, первый концерт окончился довольно скандально — специалисты, приглашенные на пилотное выступление, раскритиковали акустику зала. Кроме гула сильно портил восприятие происходящего на сцене звук работы вентиляционной системы, из-за которой невозможно было слушать концерт. Как тогда отметили профессионалы, реверберация (постепенное затухание звука в закрытых помещениях после затихания его источника) низких частот в помещении сильно превышала положенную норму, потому то слушатели и ощущали особую гулкость и наложение друг на друга звуковых волн. А во время звукозаписи 1,5 года назад, даже работая с микрофонами, сложно было изменить ситуацию.
Сегодня на потолке зала, над сценой и на ней укреплены 88 практически невидимых на белом фоне специальных акустических панелей — щитов, которые гасят звуковые волны определенной длины. В районе боковых осветительских балконов смонтированы шесть штор на тканевой основе Black out, с большим коэффициентом поглощения звука.
— Звучание оркестра стало прозрачнее. В зале наконец-то стали слышны струнные, достигнута гармония с духовыми инструментами. Поэтому зрители, которые придут на первое выступление сезона, сразу услышат новый звук, — продолжает Павел Лаврененков. Баланс можно настраивать и дальше: менять положение щитов, подстраиваясь под тот или иной оркестр, то или иное требующееся звучание и другие параметры, необходимые для достойного качества музыки. По мнению дирижера Михаила Грановского, благодаря проведенной этим летом реконструкции акустической системы, Государственный концертный зал имени Арнольда Каца получил возможность «звучать как лучшие концертные залы Европы».
«Мы провели реконструкцию собственными силами — на собственные средства. Филармония зарабатывает достаточно, чтобы справиться необходимым объемом затрат, — говорит генеральный директор Новосибирской государственной филармонии Татьяна Людмилина. — Работы по установке панелей были сложны технически: нужно было внедриться в несущие конструкции здания, для чего была приглашена специальная команда альпинистов-верхолазов. Система крепления гарантированно надежна и прочна. Еще нам было важно понять, оценивая промежуточные результаты, в правильном ли направлении мы движемся. В дальнейшем возможен еще один этап изменений, когда мы будем внедряться в архитектурные особенности сцены».
Симфонический оркестр новосибирской государственной филармонии был выбран корейским балетом не случайно: еще 1,5 года назад на них произвела сильное впечатление, и имела успех в Сеуле во время премьеры, сделанная для них на заказ запись на музыку Чайковского. Поэтому во второй раз труппа Universal Ballet обратилась целенаправленно в Новосибирск.