Кому доверим свою жизнь

Фото Аркадия Уварова
В последнее время новосибирские такси все чаще стали попадать в сводки дорожных происшествий, в том числе криминальных. Вспомнить можно историю с водителем такси, который, везя пассажиров из аэропорта, уснул за рулем и на полной скорости врезался в припаркованную фуру. А еще был таксист, который оказался серийным маньяком. Корреспондент VN.ru побывал с сотрудниками ГИБДД на рядовой выездной проверке.

Эксперты связывают это в первую очередь с бесконтрольностью рынка  — таксистов много, стоят их услуги недорого, а машину можно заказать даже через Интернет. 

В итоге город буквально заполонили перевозчики-нелегалы, которые в погоне за рублем не заботятся о безопасности своих клиентов. Могут выйти на маршрут на неисправном авто, в нетрезвом виде и, конечно же, без лицензии. А в случае проверки им хватает наглости попросить пассажиров (естественно, спешащих) представиться друзьями или родственниками — схема старая. Но… срабатывает не всегда. 

Уловки не сработали 

Ровно в 8 утра экипаж инспекторов по техническому надзору ГИБДД выехал на городские улицы. Местом проверки были выбраны два района: Кировский и Первомайский.   И сразу же первый нарушитель: один из пассажиров «Ниссана» не был пристегнут ремнем безопасности, что и послужило причиной остановки. При проверке документов водитель попытался убедить инспекторов, что он везет родственников на работу и очень спешит. Но тут возмутились «родственники» и потребовали вернуть деньги за проезд, чтобы они могли продолжить путь. Как оказалось, машина — такси, да еще и нелегальная.   — Мы заказали автомобиль из такси «Сатурн» по телефону, так как спешим на работу. У меня и СМС есть о том, что нас ожидает такси такое-то, с таким-то регистрационным номером.

Деньги за поездку мы с коллегой отдали сразу. Кто же знал, что это нелегал?

— рассказал один из пассажиров Алексей К.   

  Люди продолжают пользоваться услугами частных извозчиков, рискуя своей безопасностью. Фото Аркадия Уварова Пойдя на принцип, мужчина даже заявил о готовности поехать в ближайшее РОВД и написать на таксиста заявление.   — Побольше бы таких принципиальных, а точнее, ответственных пассажиров, и, уверен, на дорогах города стало бы безопаснее, — отметил заместитель начальника МОТН и РАМТС ГИБДД № 1 Александр Сергеев. — У так называемых нелегальных таксистов нет соответственного разрешения на перевозку пассажиров,

их никто не контролирует. Они могут выехать на неисправном автомобиле, у которого в пути может и колесо отвалиться, открыться во время движения дверь, отказать тормоза.

Они могут запросто сесть за руль в состоянии алкогольного или наркотического опьянения. Из-за этого и происходит наибольшее количество ДТП.   Жизнь или кошелёк 

В ходе проверки горе-таксиста было выявлено еще одно нарушение, но уже по этому факту для дальнейшего разбирательства мужчина был доставлен в отдел полиции. Там сотрудники составили в отношении его административный протокол за «осуществление предпринимательской деятельности без государственной регистрации или без специального разрешения (лицензии)».   За час работы были остановлены около десяти перевозчиков. На четверых из них тут же были составлены административные протоколы. 

Но контролировать нерадивых таксистов и ставить патрули на каждом  углу нет технической возможности. Сотрудники ГИБДД призывают пассажиров самостоятельно заботиться о собственной безопасности, быть бдительными и осторожными, заказывая дешевое такси.   Однако, несмотря на огромное количество нарушений и риск не доехать до пункта назначения, люди продолжают активно пользоваться услугами частных извозчиков. Что ими движет? Доступность? Оперативность? Дешевизна? Это разве перевесит чашу весов с безопасностью и собственной жизнью? Решать только самим клиентам.   Эксперты советуют: прежде чем сделать заказ такси, стоит сто раз подумать, кому мы доверяем свою жизнь. Важно знать, что ни один из нелегальных таксистов не проходит ни техосмотр, ни медосмотр перед выходом на маршрут. Диспетчер, который предоставляет услугу, никогда не видела ни автомобиль, ни самого водителя. За его психическое и адекватное состояние она никакой ответственности не несет.   Легальный же перевозчик отвечает за своих водителей и состояние автопарка. Перед выходом на маршрут каждого таксиста осматривает медик: измеряет давление, проверяет на состояние алкогольного, наркотического опьянения и т. д. Автомеханик проверяет на исправность каждый автомобиль, и только после этого выписывается разрешение. Правда, услуги официальных перевозчиков стоят подороже. Ну тут, как говорится, решать потенциальному пассажиру — жизнь или кошелек. 

Опубликовано в газете "Вечерний Новосибирск" №445 от 11 ноября 2016 года