И вот 20 октября 1955 года мост длиной 840 метров с двумя рядами движения в каждую сторону и трамвайными путями торжественно открыт. Это был большой праздник.
Открытие Коммунального моста, 1955. Музей ГЭТ
Проектов было много, но даже принятый претерпел множество упрощений. Мост лишили 45-метровых скульптурных пилонов-обелисков, 27-метровых торшеров со светящимися звёздами, колоннады и других украшательств-излишеств. А в целях экономии на левом берегу пришлось ещё и понизить высоту предмостовой дамбы, в результате чего мы там сейчас наблюдаем характерный прогиб, о котором сегодня ещё будет идти речь. Но вот чугунные ограждения, украшенные советской символикой, ещё стоят. Чего они только не натерпелись в своей жизни!
Фото с форума «Новосибирск в фотозагадках».
Сегодня, в день рождения нашего замечательного Коммунального (Октябрьского) моста, хотелось бы рассказать о некоторых громких происшествиях, накопленных им за этот уже солидный возраст. Поведаны они мне были одним из новосибирских старожилов – Василием Федотовым, большую часть своей сознательной жизни проведшим, наверное, за рулём.
Первое крупное происшествие на Коммунальном мосту случилось осенью 1959 года - столкнулись трамвай и две легковых машины. Одна легковушка (такси с пассажиркой), проломив чугунное ограждение моста, чуть не вылетела в реку. Или, как уверяют свидетели, все-таки вылетела.
Мост всегда притягивал и самоубийц, искавших легкую и красивую смерть. Несколько раз с него прыгали вниз, несколько раз отчаявшихся удавалось отговорить от последнего шага. А в 1960-х безумный поступок совершил водитель одного высшего армейского офицера. Разогнавшись по левобережной дамбе, его чёрная «Волга» врезалась во встречную машину, вылетела за ограждение и упала в воду. Машину со дна достали краном.
Другой незадачливый водитель, приехав в город на своем сельском вездеходе ГАЗ-63, будучи под хмельком, пробил ограждение моста и повис над рекой, чудом зацепившись брюхом между коробкой передач и раздаткой. Так и качался. Пока подоспела милиция, «каскадёр» уже как-то выбрался из машины и был сильно удивлён. Чтобы машина не свалилась, её быстро зафиксировали тросом к остановленному трамваю.
В феврале 1969 года мороз под минус 45 держался больше недели. Плюс ветер и снежная метель. Мост переметало быстро, очищать не успевали. Военные выделили на помощь городу два мощных тягача-вездехода «Ураган», которые дежурили на краях моста, буквально таскали трамваи и застрявшие машины через мост.
Мост наш имеет и славу «женщины, которая коня на скаку остановит». Семь лет назад девушка, управляя автомобилем «Nissan March», после съезда с моста на дамбу не справилась с управлением, перескочила высокий отбойник, пробила ограждение и полетела вниз, к пляжу. Машина там так и рухнула, а сама «героиня» на ходу успела выскочить и зацепиться за ветку дерева, отделавшись поломанными ногами.
Злую шутку сыграл и тот самый «сэкономленный» прогиб дамбы. Там уже появилось своеобразное «нехорошее место». Например, в 1980-х автобус ПАЗ, уходя с моста на левый берег, разогнался на уклоне и вылетел за поребрик. Машина несколько раз перевернулась на насыпи и легла на проходящие ниже трубы теплоцентрали. Никто не пострадал.
Другое подобное происшествие случилось уже относительно недавно. Но снова с «пазиком» и в том же месте, но на противоположной стороне. На спуске автобус пробил отбойник и скатился вниз по дамбе, завалившись на бок. Одна женщина погибла, придавленная машиной. Остальные смогли выбраться наружу самостоятельно. Семерых госпитализировали.
На той же дамбе произошёл ещё один смертельный, совсем уже нелепый случай. Однажды ночью в военный городок из Шилово перегоняли бронетранспортёр. На дамбе моста в 4 часа утра боевая машина каким-то образом заехала на тротуар и насмерть раздавила рыбака, что спокойно шёл в том же направлении.
Кстати, сейчас тротуары для перехода по мосту перекрыты, а раньше по нему очень много ходили пешком, останавливались на балконах (они тоже уже ликвидированы) и смотрели на город, ранним июньским утром сюда приходили классы выпускников. Даже под проезжей частью, над бездной текущей внизу воды были любители прогуляться. Там, вдоль труб теплосетей, есть решетчатые мостки, а под тротуарами проложены секретные кабель-каналы.
Фото из альбома "Новосибирск-1965"
Правобережная развязка тоже имеет историю аварийности. Недавно демонтированный на ней высокий пост ДПС появился здесь неслучайно. Долгое время съезда с моста направо, на улицу Большевистскую, просто не было. Все сворачивали налево. Движение регулировал постовой. В июне 1978-го здесь погиб «тренер века», тренер сборной СССР по биатлону Евгений Дмитриевич Глинский, наставник нашего олимпийского чемпиона Александра Ивановича Тихонова. Из-за неправильных команд регулировщика, сворачивая налево, огромный высокий трактор «К-700» просто переехал его легковой автомобиль.
Фото из архива семьи Амельченко
Но, чтобы не заканчивать на такой трагической ноте, вот другой, благополучный исход. Прекрасно известный маршрут № 111 в аэропорт Толмачево до постройки Нового (Димитровского) моста тоже ходил через Коммунальный. И вот уже практически на мосту у автобуса ЛАЗ «обрезало» кардан. Отвалившийся, вращающийся вал разорвал вокруг себя и тормозные трубки. Автобус начинает быстро откатываться. Народа - полный салон. Повезло пассажирам с водителем. Он умудрился вырулить на встречную полосу и задом сползти по ней до полной остановки аж у речки Каменки. Все долетели.
А про содрогание Коммунального моста летом 1965-го от пролёта под ним реактивного истребителя МИГ-17 мы рассказывать не будем. Об этом уже все знают.
Самые интересные материалы сайта за все годы объединены в рубрике «Лучшие материалы VN.RU».