Торжество панельного домостроения
«Друг в Пекине купил квартиру в районе 6-й кольцевой дороги в 2011 году по 9 тысяч юаней за квадратный метр. Сейчас его жилье стоит 36 тысяч за «квадрат», — рассказывает 30-летний гид У Фань (1 юань равен 8,83 рубля по курсу ЦБ 30 июля).
Подобные истории знакомы в России по строительному буму нулевых. В Китае сегодня крупные города живут в реалиях строительного бума. Повсюду жилые высотки, недавно построенные или строящиеся. Некоторые с элементами национального колорита, но чаще без. Этажей в 30–40. Здесь торжество панельного домостроения — кирпичных многоэтажек заметить не удалось. В восьмимиллионном Сиане высотки строят жилмассивами. Это разительно отличает облик китайских мегаполисов от крупных городов Европы. Сиань — столица бурно развивающейся провинции Шэньси. 1 апреля 2017 года в Шэньси открыта новая свободная внешнеэкономическая зона.
Фото Дмитрия Тростникова и Юлии Назаренко
Средняя зарплата в Сиане — 3 500 юаней. Говорят, это в два раза ниже, чем в Пекине или Шанхае, там в среднем зарабатывают 6–7 тысяч юаней. Зато средняя стоимость жилья в пять раз ниже, чем в Пекине, — около 10 тысяч юаней за квадратный метр. И это делает город привлекательным для экономически активных граждан. Население прибывает. Ипотеку в Китае дают под 11 процентов. Для госслужащих условия выгоднее — 4,8–5 процентов. Тем не менее позволить себе небольшую квартиру в новой панельной высотке в крупном городе или автомобиль может только успешный китаец. Но, судя по тому, сколько этих высоток строится, число обеспеченных граждан КНР растет. «Появилось много возможностей» — так характеризуют собеседники изменения, происходящие в Сиане.
Куда же без проблем
Строительный бум влечет за собой проблемы, схожие с нашими. Возведение нового жилья в густонаселенных городах требует сноса старого. Случаются конфликты, когда граждане не желают покидать обжитые дома. Таких здесь называют «человек-гвоздь». Методы решения проблемы разные: с кем-то из упрямцев договариваются, выполняя их условия, с кем-то «решают проблему иначе». Уточнить, каким образом, не удалось.
Жизнь в крупных городах Китая дорогая. В Пекине съемное жилье в неблизких районах стоит порядка 5 тысяч юаней в месяц (715 долларов), что почти равно средней зарплате в столице КНР (такие цифры китайцы называли в неофициальных беседах). Как же люди живут? Снимают квартиры в складчину. За однокомнатную квартиру-студию в 15-миллионном Чэнду, пятом городе Китая, где строят по 40 станций метро в год, студентка Сычуаньского университета Екатерина Власова платит 2 тысячи юаней в месяц. «В Чэнду я живу на 42-м этаже. Мы с Сахалина, где самый высокий этаж 12-й.
Купили мопеды за 12 тысяч рублей. Они электрические, заряжаешь бесплатно на стоянке в общаге. Но нет молока и творога — это проблема,
— рассказывает Екатерина после нескольких лет учебы в Китае. По ее мнению, социальное неравенство здесь значительнее, чем в России: «Либо ты на «Феррари», либо на мопеде. Либо ты очень богатый, либо очень бедный. Большое расслоение». Что значит бедность по-китайски, выяснить не удалось, вразумительно собеседники формулировали одно: «Когда человек спит там же, где работает». Наблюдать подобное не довелось, так как группе иностранных журналистов показывали достижения городов страны. Зато богатство бросается в глаза в первую очередь на дорогах и парковках.
«Разбивали японские автомобили на улицах»
Пекин распирает от «Бентли», «Тесла», «Мерседесов», БМВ и «Порше». В Чэнду салоны «Феррари» и «Мазератти» продают люксовые суперкары в одном здании. Привкус китча отчетливо ощутим в такой высокой доле роскошных авто на дорогах страны, где средняя зарплата в крупнейших городах 500–700 долларов. Впрочем, россиян «понтами» не удивить.
Фото Дмитрия Тростникова и Юлии Назаренко
Автобренды на улицах заметно меняются от города к городу. В провинции Шэньси (15-й по экономическому развитию среди 34 провинций КНР) на дорогах преобладают машины китайского автопрома. В зажиточной провинции Сычуань заметно больше авто германских марок. Больше всего «Фольксвагенов», но хватает и «Ауди», «Мерседесов», БМВ. Зато японских авто непропорционально мало. Чаще «Хонды», «Сузуки». Первая «Тойота» попалась на глаза на ферме в сотне километров от Сианя. Неофициально нам пояснили, что японские авто пострадали от вандализма после конфликта из-за спорных островов в Восточно-Китайском море. «19 августа 2012 года в восьми китайских городах прошли демонстрации против действий Японии на острове Дяоюйтай (по-японски — Сенкаку). В городах Ханчжоу и Шэньчжэнь разъяренные демонстранты разбивали автомобили и громили японские магазины. В городе Чэнду пострадал универмаг японских товаров, а также магазин марки Uniqlo», — описывал события портал Pravda.ru. В Сиане японским авто тоже перепало. После инцидентов китайские автовладельцы охладели к японским машинам, хотя по-прежнему считают их самыми надежными. Впрочем, жива здесь и память о зверствах и геноциде, который устраивали японские захватчики на территории Китая во Вторую мировую войну. Стоит ли удивляться, что все такси в городе Чэнду — это «Фольксваген Джетта», а не «Ниссан» или «Тойота»... Кстати, в Новосибирске на слуху лишь несколько марок китайских авто. А там быстро сбиваешься со счета, пытаясь запомнить разные марки местного автопрома. Когда у российского автовладельца уйдет страх перед ненадежностью (как считается) китайских автомобилей, соотношение «цена — качество» у которых уже сейчас весьма выгодное, этот поток хлынет на наши дороги. Сами китайцы наиболее оптимальным и популярным называют автомобиль марки «Китайская стена». Старых машин на дорогах вообще не видно. А сами дороги отличные, скоростные, платные. Цена — 0,5 юаня за километр для обычного авто до семи пассажиров, для микроавтобуса вместимостью 8–20 пассажиров — 1 юань, для автобуса, рассчитанного на 30 пассажиров и более, — 2 юаня.
«Папе — две бутылки водки»
«Маме — корень лотоса и пять кило мяса. Папе в подарок две бутылки самой дорогой водки по 1,5 тысячи юаней и два блока самых дорогих сигарет. Надо заплатить друзьям, которые преграждают двери в комнату невесты» — так описывал гид У Фань свою свадьбу, точнее, ритуал выкупа невесты. Но это мелочи по сравнению со свадебной церемонией на 500 гостей и квартирой, которую подыскивает семья жениха. Свадьба может обойтись представителю среднего класса в миллион юаней. Поэтому сейчас в Китае семьям выгоднее рожать девочек. Кстати, с недавнего времени китайцам разрешено иметь двух детей — уже ощущается необходимость омолодить население гигантской страны.
Мяо (невеста) и Чжоу (жених) познакомились на химической фабрике в Ян Лине, где оба работают. Красный цвет свадебного платья — традиционный в Китае. А свадьбу молодожены отметили в столовой сельскохозяйственного колледжа. Фото Дмитрия Тростникова и Юлии Назаренко
Весь путь от жениха к невесте сопровождается запуском фейерверков и петард, чтобы отогнать злых духов. Сначала в доме жениха, перед отъездом за невестой, потом в доме невесты, потом на самой свадебной церемонии. Грохочут от души. Зачастую молодые люди официально регистрируют брак и живут вместе в ожидании свадебной церемонии, день для которой выбирают по правилам фэншуй. Необходимо, чтобы совпали стихии, присущие жениху и невесте. Май оказался самым популярным месяцем для свадеб в Китае. Грохот взрывающихся петард, праздничные песни, цветы и наряды гостей свадеб напоминали о весне всю неделю нашего пребывания в этой поразительной стране.
Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №31 от 2 августа 2017 года