«Хаос» будет проводиться раз в два года при поддержке Министерства культуры РФ, Союза театральных деятелей РФ, а также министерства культуры Новосибирской области и Фонда Михаила Прохорова.
В погоне за трендами
В этом театральном сезоне к Рождественскому фестивалю искусств и «Ново-Сибирскому транзиту» добавился еще один театральный форум.
— Долго выбирали название и в конце концов все-таки остановились на «Хаосе», — рассказал главный режиссер «Старого дома» Андрей Прикотенко. — Это слово достаточно точно передает то, что мы собираемся транслировать. Мы хотим нашим фестивалем представить максимально широкую палитру направлений, в которых развивается сегодня российский театр. Таким образом, из «Хаоса», который состоится в октябре, должен выстраиваться какой-то определенный порядок.
Как объясняют его организаторы, новый международный фестиваль основывается на идее современного театрального высказывания в формах синтетического искусства. Поэтому его программа будет строиться сразу в нескольких направлениях. Во-первых, нам, конечно, покажут лучшие спектакли «Старого дома», включая первую громкую премьеру сезона — «Идиота» Андрея Прикотенко по известному роману Достоевского. Во-вторых, к зрителю выйдут актеры из Германии, Польши, Швеции, Москвы, Санкт-Петербурга, Казани. Кроме того, для самых продвинутых театральная программа будет перемежаться встречами с известными театральными критиками, продюсерами, художественными руководителями из России и зарубежья.
Новый мировой порядок
Искушенные зрители еще раз встретятся с такими новомодными понятиями, как сайт-специфик, иммерсивный и документальный театр, увидят постановки, созданные с помощью компьютерных и мультимедийных технологий. Но самое главное, чем будут удивлять зрителя, — приезжие звезды сцены.
На первом «Хаосе» можно будет увидеть скандальный спектакль Константина Богомолова «Преступление и наказание» от питерского театра «Приют комедианта» и «Чапаев и Пустота» от московского театра «Практика» в режиссуре Максима Диденко. Еще новосибирцам покажут «Зощенко, Зощенко, Зощенко, Зощенко» — постановку Андрея Прикотенко в «Балтийском доме». Кроме того, зрители познакомятся с работой режиссера Радослава Степина «Фрекен Жюли», которую представит краковский театр Ludowy, и спектаклем Себастьяна Хартманна «Униженные и оскорбленные». Последний в мае 2019 года стал лауреатом высшей театральной премии Германии на фестивале Theatertreffen в Берлине.
Завершит фестиваль спектакль «Марат/Сад», над которым работали три театра из Финляндии и Швеции. Его действие происходит во Франции, в сумасшедшем доме «Шарантон».
— Что может быть увлекательнее, чем столкновение тотального контроля и безумной анархии! — считает режиссер Юха Хурме. — Зритель наблюдает как бы игру в игре — спектакль, который ставят пациенты как вызов директору психиатрической больницы.
Подробнее с афишей фестиваля можно ознакомиться на сайте театра «Старый дом».
КОММЕНТАРИЙ
Юрий ЗИМНЯКОВ, и. о. министра культуры Новосибирской области:
— Год театра в России, реализация национального проекта «Культура» и, безусловно, творческая активность областных театров позволили обогатить фестивальную карту Новосибирской области.
Международный фестиваль актуального театра «Хаос» — премьерный для нашего региона, уже на старте избравший статус международного. Это стало возможным благодаря художественной политике Новосибирского драматического театра «Старый дом», уже несколько лет смело и талантливо экспериментирующего с материалом, формами и подходами, ориентирующегося на новый, актуальный театр, успешно позиционирующего Новосибирскую область на международной театральной арене.
В рамках фестиваля новосибирской театральной общественности не просто будет представлена насыщенная программа с участием зарубежных театров, пула авторитетных критиков. Современные подходы к фестивальным форматам, в числе которых зрительская конференция, работа театральных блогеров, свободные обсуждения позволят зрительской аудитории стать полноправным участником творческого процесса. Убежден, что такой подход — важный шаг в формировании новой фестивальной ниши в регионе, а также его позиционировании в международном театральном пространстве.