В этот день Церковь вспоминает преображение Христа на горе Фавор перед тремя учениками: Петром, Иаковым и Иоанном. Это преображение свидетельствовало о Божестве Христа, что было немаловажно для укрепления веры в учениках пред страданиями и смертью Иисуса на кресте. В нашей митрополии в Бердске по проекту новосибирского архитектора был воздвигнут красивый величественный собор в честь Преображения Господня. Бердский Преображенский собор, как и новосибирский Вознесенский, кафедральный, так как титул нашего архиерея Новосибирский и Бердский.
Накануне праздника Преображения в Греции собирали новый урожай винограда, и в сам день праздника главное православное таинство – Святую евхаристию (превращение хлеба и вина в Тело и Кровь Христову) совершали уже на вине из винограда нового сбора. В этот день в храмах издревле освящали виноград и прочие плоды нового урожая, поспевающие к этому времени. С приходом православия на Русь виноград на праздничном молебне успешно заменили яблоки, поэтому праздник Преображения Господня называют яблочным Спасом. Спасом – потому что Иисуса Христа верующие называют Спасителем.
Бердский храм в честь Преображения Господня. Фото автора
Мнение, что на Руси до праздника Преображения не было принято вкушать яблоки нового урожая, довольно распространённое. Однако связано это было не с запретом на вкушение яблок, а с тем, что яблоки в средней полосе России к августу только-только поспевали, и никому в голову не приходило есть недозревшую зелень. Ранних сортов в прежние времена на Руси не водилось, а яблоки прошлогоднего урожая никогда к этому времени не сохранялись, в отличие от современных плодов, напичканных химией. Тем не менее, среди верующих укрепился обычай, начиная с первых дней Успенского поста не пробовать никаких яблок, вплоть до их освящения в храме 19-го числа. Смысл этого состоит в том, что всякий плод вкушается в своё время с благодарением Богу.
К сожалению, с плодами, освящёнными в храме, связано масса недоразумений и суеверий. Освящённые яблоки и прочая снедь воспринимаются людьми, чуть ли не святыней. Некоторые даже собирают огрызки от яблок, окроплённых святой водой, чтобы затем закопать их в не попираемом ногами месте. Странно, что при этом аналогичная трепетность не распространяется на тару для фруктов, на которую также попадает святая вода. Вода может попасть и на одежду с обувью. Не закапывать же и их вместе с огрызками яблок?
Церковь говорит, что сам по себе обычай освящения первых плодов глубоко назидателен. Он учит человека помнить, что всё в мире от Бога. Выражая свою преданность Богу через жертву в виде начатков, принесённых в храм, христиане получают благословение на все плоды своей деятельности, на свой дом, на свою жизнь. То есть фактически освящаются не продукты, а труд людей. В прежние времена после молитвы принесённую жертву оставляли в храме. Забирать же с собой принесённые в храм продукты считалось великим грехом. Это было также странно, как потребовать назад деньги, брошенные в церковную кружку: полежали, мол, и хватит. Но, к сожалению, в нынешние времена смысл освящения начатков плодов на яблочный Спас утерян.