Император Николай II объявил 1 января нерабочим днем лишь 2 июня 1897 года. До этого все праздники в Российской империи были только православными.
Уже в декабре 1898 года в Ново-Николаевске была проведена первая детская елка. Средства на нее собрали первый священник Василий Посельский и семья меценатов Горловых. Елку установили у храма Александра Невского, к тому моменту уже почти достроенного, комментирует краевед Константин Голодяев. Праздник посетили около 200 детей железнодорожников, они все получили рождественские подарки.
В первой колонке номера губернской газеты «Сибирская жизнь» от 1 января 1899 года сообщалось: «Перво-наперво, с Новым годом, с новыми надеждами, читатели. С новым счастьем мы не поздравляем, потому – что такое счастье? – Бог его весть. Одни из философов утверждают, что счастья нет и быть не может; другие – что счастье понятие условное: для одних оно будто бы на дне рюмки водки, а для других – совершенно в противоположном месте; третьи поучают, что счастье – это покой…». Елки для детей в Ново-Николаевске прижились, позднее их регулярно ставили в городском училище, которое располагалось в начале Красного проспекта, где сейчас находится детская больница. Там же проводился рождественский утренник. Общество попечения о народном образовании проводило театрализованные утренники с угощениями, играми, литературные вечера для взрослых. Однако праздники устраивали в основном богатые, именитые жители города. Традиции меценатства уже тогда были в тренде. В Кривощеково для семей инженеров железной дороги заливали каток. На фотографии 1895 года присутствует тот самый Горлов, организатор первой в Ново-Николаевске новогодней елки. В 1905-1907 годах каток стал заливаться около городской электростанции – во внутреннем дворе за нынешней мэрии. В продаже стали появляться новогодние украшения. В магазине Литвинова на Красном проспекте, 22 можно было найти бусы, гирлянды, дождь, снег, фрукты, колокольчики, бабочки, орехи, хлопушки, конфетти, свечи, подсвечники и даже дамские маски. К Новому году появлялись заграничные духи – мечта всех горожанок.
«После революции пришел Старый Новый год. Возник он по инерции, после перехода на западно-европейское григорианское летоисчисление, – говорит Константин Голодяев. – В 1918 году за 31 января наступило сразу 14 февраля. Тринадцать дней пропало. То есть Новый год стал праздноваться на 13 дней раньше». Церковь не поддержала решение Совета народных комиссаров и осталась в Юлианском календаре. Так впереди Рождества оказался Новый год.
До конца 1920-х Новый год был обычным днем, его празднование не запрещалось. Более того, в 1922 году и городе устроили практически новогодний бал-карнавал – в здании Сибирского округа связи, нынешний Почтамп. Духовой оркестр работников искусства, призы, конфетти. Про елку умалчивается. Бал продлился до 5 утра. Томская газета «Красное знамя» в номере от 1 января 1923 года писала: «Новый год мы считаем со дня Великой Октябрьской революции. И к этому дню мы дали отчет о пройденном годе борьбы как в нашей губернии, так и во всей республике».