На часах 17.30. Отдельно стоящее здание с символичной табличкой «Скорая помощь». На пороге встречают старший фельдшер Сергей Будько и фельдшер Александр Рыжов. Оба опытные медики, за плечами которых не один десяток лет работы на страже жизни доволенцев.
Условия и помещение, где базируются фельдшеры и водители «скорой», сродни спартанским. Хотя сами медики скромно отмечают, что им большего и не нужно…
– Сейчас вызовов немного – не сезон. Люди заняты огородами, болеть некогда. За сегодня было 6 звонков, всего за сутки в районе 15 бывает, – комментирует Сергей Владимирович.
В связи с распространением COVID-19 в больнице сформирована отдельная, так называемая ковид-бригада, которая работает практически ежедневно. Медики в ней выезжают на ковидоподобные заболевания и симптомы: температура, ОРВИ, пневмония. А травмы, хронические и острые заболевания, преимущественно у людей старшего поколения – это работа всех остальных медиков «скорой». Поэтому фельдшеры здесь работают сутки через сутки. Нагрузка бешеная. Не по вызовам, а по часам работы.
Без права на сон
Одно такое «боевое дежурство» – 24 часа.
– У нас работа без права сна, – рассказывает Сергей Будько.
Дежурство у одной бригады начинается в восемь утра, у второй – в девять, чтобы была пересмена. Особое внимание уделяется водителям, их самочувствие всегда должно быть на высоте. Поэтому давление, пульс, температура, общее состояние «пилотов» скорой помощи оценивается строго. Ведь важнейший показатель эффективности работы – время доезда до больного – по нормативу составляет 15 минут.
– Если вызов из района, то это время, естественно, больше. Радиус работы «скорой» – 60 км. Но в основном мы успеваем, только если бригада не занята на предшествующем вызове, – отмечает фельдшер.
Даже если сельская местность не страдает от «пробок», то здесь есть другой, более страшный фактор – некачественные дороги. От этого время доезда до пациента может не вписаться в положенные 15 минут. Но все-таки основная задача скорой – успеть… Хотя, впрочем, и бумажную волокиту для работников «скорой» никто не отменял.
«Алло, скорая!»
Медсестры приемного покоя первые узнают, что на том конце телефонного провода кому-то плохо. Эти люди принимают вызов на пульт скорой помощи и должны проявить высший пилотаж. Ведь на их плечах немаловажная работа – оценить сложность ситуации.
Екатерина Аленина, медсестра по приему вызовов скорой помощи: «Ожидайте, скорая сейчас подъедет»
– При поступлении звонков мы должны узнать, что с человеком произошло, в каких обстоятельствах он находится, на что жалуется, а также адрес, данные. Случается, что звонящий очень напуган, растерян и от этого может кричать или даже выражаться нецензурной бранью, при этом не дают никакой точной информации, – рассказывает Екатерина Аленина, медсестра приемного отделения и по совместительству медсестра по приему вызовов скорой помощи.
– Бытует такое мнение, что после 17.00 количество вызовов скорой помощи увеличивается, так как люди не хотят идти в поликлинику, стоять в очереди. Ведь куда проще вызвать медика на дом. Это правда? – спрашиваю я.
– Против статистики не попрешь, – лаконично комментирует медик.
В карете…
Санитарный автомобиль оснащен только носилками, все очень скромно. Но в арсенале у фельдшеров скорой есть чемоданчики, и в зависимости от причины вызова они могут взять дефибриллятор, небулайзер, аппарат ЭКГ.
В деле – фельдшер скорой помощи Сергей Будько
– У вас есть постоянные клиенты? – интересуюсь я у фельдшера.
– Их море. Около 80% пациентов – это хронические больные. Бывает вызывают каждый день и через день, – отвечает Сергей Владимирович.
– А бывали нестандартные ситуации, как в кино? Например, роды машине?
– В машине – нет, а вот на дому да, принимали, – делится опытный фельдшер.
Через считаные минуты, свернув с главной улицы, мы уже пылим к финишу – дому по улице Тельмана.
Опубликовано в газете «Сельская правда» №25 от 20 июня 2020 года