Как безболезненно разрешать споры между представителями разных этносов

Как безболезненно разрешать споры между представителями разных этносов
Над стабильностью в обществе ведется постоянная, целеустремленная работа. Фото с сайта pixabay.com
Человек в гуще конфликта — как серфингист. Он должен удерживать равновесие — быть нейтральным по отношению к конфликтующим и стремиться вперед в бурлящем политическом море. Самое сложное — разобраться, что есть норма, что приемлемо, а что нет. Цикл семинаров, посвященных единству на национальной и конфессиональной основе, провел на базе Дома офицеров в Новосибирске Центр делового обучения «Сфера» по инициативе и при поддержке министерства региональной политики Новосибирской области.

Семинаров несколько. Первый состоялся накануне Дня народного единства, что вполне символично.

За круглым столом собралось около 60 человек —  лидеры некоммерческих организаций, общественники, специалисты по воспитательной работе вузов и ссузов. Тренинг проводил Марат Авдыев, кандидат педагогических наук, директор Союза «Сибирский центр конфликтологии и медиации».

Ритуалы забываются 

Когда в конфликте участвуют лица разных национальностей, народов и конфессий, диалог может быть осложнен разным пониманием системы ценностей, культурными установками. Специалисты считают, что такие конфликты станут доминирующими в нашем веке. И, кроме того, этноконфессиональные конфликты неразрешимы с позиции права, а тем более военной силы, напомнил ведущий.

Безусловно, каждый народ имеет свое представление об этике поведения в той или иной ситуации, свои ритуалы и способы диалога. Так, есть вполне конкретная символика поведения, связанная с ухаживанием и отказом. Кому не знаком украинский обычай вручать сватам жениха «гарбуз» (тыкву) в случае отказа? Это гораздо более мирное выражение со стороны невесты, чем публичные оскорбления в социальных сетях, чреватые эскалацией конфликта. И это всего один из сотен возможных примеров.

выставка Уваров

Культура помогает подросткам перенять жизненный опыт предков. Фото Аркадия Уварова

— Поскольку мы живем в современном сложном мире, ритуалы забываются, — констатировал Марат Авдыев. — Не хватает воспитания, и социализация людей, которые приезжают в наш регион из разных уголков страны, в частности студентов, происходит с большим трудом. Тем более в последнее время у нас исчезает совместная деятельность — как результат постиндустриализации. Могут ли социальные сети заменить досуг, проведенный вместе? Для взрослых людей, у которых уже есть жизненный опыт и умение договариваться, — да, возможно. Но с подростками все сложнее.

В соцсетях имеется много конфликтогенов, открывается широкий простор для манипулирования, троллинга или травли, склонения к суициду. 

Осудить или обсудить? 

Один из примеров — «группы смерти», с которыми борются и правоохранители, и родители, и педагоги. К слову, здесь мнения участников семинара разделились. Кто-то сказал, что опасными группами должны заниматься преимущественно спецслужбы. Альтернативная точка зрения состоит в том, что без общественников в таком тонком деле просто не обойтись. Ведь если подростка оставить наедине с психологическими проблемами, не помочь вовремя, беда может застать врасплох, и никакая спецслужба не предотвратит трагедию.

соцсети фото Никиты Давыденко

Опасными группами в соцсетях занимаются преимущественно спецслужбы. Фото Никиты Давыденко

Среди примеров — инцидент с подростком в Керчи. Молодой человек как бы репетировал трагедию, отметил Марат Авдыев, его поведение настораживало многих, но люди не знали, как реагировать. Пусть разбирается полиция? Такая тактика социального оправдания подготовки преступления заводит в тупик.

Марат Авдыев согласен, что

большинство конфликтов, в том числе и межэтнических, межконфессиональных, назревают медленно и постепенно, но протекают стремительно, как взрыв. Чтобы ситуация не вышла из-под контроля, важно не только выслушать каждого участника конфликта, но и постараться понять его. Обратить внимание на мотивацию и определить, несут ли действия собеседника реальную угрозу жизни и здоровью людей. Быть может, речь идет об особенностях мировосприятия, которые нам просто не вполне понятны?

Прячем стрелы 

Есть традиционные техники урегулирования конфликтов, которым уже не одно тысячелетие. В частности, бушмены в Африке, племена аборигенов в Австралии используют так называемые круги примирения.

Суть технологии в том, что все участники спора разоружаются, садятся в круг и каждый из них получает возможность выразить свое мнение посредством определенных ритуалов. Когда страсти накаляются, ядовитые стрелы и прочее оружие убирают подальше, чтобы не допустить кровопролития. Если конфликт заходит в тупик, стороны делают перерыв: навещают родственников, советуются с опытными людьми и уповают на небеса, с тем чтобы те послали мудрое решение. Как показывает практика, рано или поздно конфликт разрешается.

— Здесь нам есть чему поучиться, — подчеркнул Марат Авдыев. — Те же самые техники используют организаторы круглых столов во всем мире. Люди рассаживаются в круг и обсуждают деликатную проблему. Например, моббинг, буллинг — проще говоря, травлю ребенка в школе. Есть ведущий, который следит за обменом мнениями, есть определенные правила — не перебивать, уважать собеседников и так далее. Применение таких технологий поможет избежать многих неприятностей.

Народы могут жить в мире 

Наконец, ведущий тренинг-семинара напомнил об опыте построения мирных отношений на Ближнем Востоке, которым поделился медиатор Гарвардской школы антрополог Уильям Юри. У него возникла идея создать пешеходный паломнический маршрут по стопам Авраама под девизом «Из пункта Нет в пункта Да»  — по дороге, соединяющей очаги цивилизации на Ближнем Востоке. Чтобы предпринять грандиозный поход по маршруту, названному в честь библейского патриарха, гарвардские энтузиасты получили необходимые визы, заручились согласием властей и пригласили к участию в проекте всех добровольцев — людей самых разных национальностей и народов, тысячи и тысячи граждан. В том числе враждующих между собою.

культура фото Аркадия Уварова

У обычных людей не поводов для вражды. Фото Аркадия Уварова

Передвигаясь по древнему маршруту от одного населенного пункта к другому, путешественники гораздо чаще сталкивались с гостеприимством, чем с враждой. И это позволило сделать вывод: несмотря на политические разногласия, народы мира, как правило, идут плечом к плечу. На бытовом уровне у обычных людей для вражды нет оснований.

— Российское государство существует уже много веков, поэтому исторический опыт убеждает — народы могут жить в мире, — резюмировал Марат Авдыев. — Да, в нашей истории есть проблемные моменты, но есть и такие периоды, когда разные народы, населяющие территорию нашей страны, действовали сообща, на общий успех. 

Преодоление смуты на рубеже XVI–XVII веков, победа над фашизмом и другие примеры — это факты, которые нужно помнить и которыми стоит гордиться. Что же касается опыта общения с представителями разных конфессий и народов, он дает возможность увидеть мир во всем его многообразии. Будущее — за специалистами, которые могут рассматривать сложные ситуации с разных точек зрения, видеть их во всей полноте.

Комментарий 

Михаил Гольдберг, генеральный директор Центра делового обучения «Сфера»: 

— Работа в этом направлении идет уже не первый год. Тема очень важная! Мы все должны понимать, что стабильность в обществе — одна из важнейших гарантий успеха экономических и политических преобразований. Это не мероприятие к празднику, а постоянная, целеустремленная работа.

Опубликовано в газете «Советская Сибирь» №46 от 14 ноября 2018 года

Подпишитесь на нашу новостную рассылку, чтобы узнать о последних новостях.
VN.ru обязуется не передавать Ваш e-mail третьей стороне.
Отписаться от рассылки можно в любой момент