Югославия. 1999 год. Российская спецгруппа получает приказ взять под контроль аэродром Слатина в Косово и стоять до прихода танковой колонны. Проблема в том, что идет война. И в этом объекте заинтересованы еще албанский полевой командир, а также натовский генерал. Наши бойцы вынуждены принять неравный бой с боевиками.
«Балканский рубеж» - это фильм режиссера Андрея Волгина, основанный на реальных событиях. И, в отличие от «Т-34», этот явно патриотический фильм смотреть не стыдно.
Про что фильм
– Это собирательная история, – сказал режиссер фильма Андрей Волгин на премьере в новосибирском кинотеатре «Победа». – Но при написании сценария мы учитывали реальные истории групп, которые бывают в таких ситуациях. На самом деле, ситуация, когда они остались одни, и не понимали, придет колонна танков или нет, была. Конечно, не совсем такой, какой мы ее показали, но практически в подобной ситуации и находились наши бойцы в тот момент. В том, что происходило в финале фильма, есть 50 процентов правды. Кстати, благодаря Андрею Анайкину, который подключился на втором этапе к написанию сценария, у нас и появились эти персонажи в том виде, в котором они есть – главные герои фильма. И для меня эти герои – самое важное в нашей истории. Я за них больше всего переживаю.
Про героев фильма
А персонажи на самом деле получились прекрасные – живые, запоминающиеся, обаятельные. Такие, на которых хочется быть похожим. И кстати, после ряда совершенно ирреальных женских персонажей в нашем постсоветском «военном» кино – снайперша узбечка Вера (Равшана с говорящей фамилией Куркова), пожалуй, настоящее обыкновенное чудо. Понятно, что Вера - в первую очередь, персонаж-символ («Вера, как обычно, прикрывает наши жопы», - говорит командир группы перед началом операции). И это действительно так. Критики-мужчины увидели в этом что-то феминистское. Но, на мой взгляд, история Веры органично продолжает историю советских женских персонажей военных фильмов. В ту пору о феминизме еще не было ни слуху, ни духу, а вот женщины такие уже были.
– У меня мама – военная. И она мне рассказывала, что снайперши всех мужиков просто на лопатки укладывают - такие бравые бабы. И я подумал, что Вера может такой быть – морально троллить мужиков. И мне кажется, сейчас она намного сильнее, чем даже главный герой Андрей Шаталов, - рассказал Андрей Анайкин.
Были также когда-то и такие люди, как сапер Бармин (Кирилл Полухин). Невозмутимые, непробиваемые, мощные воины – прошедшие не одну войну от корки до корки. Поэтому знающие, какова цена безмятежного сна обывателей. И что на войне даже дети становятся оружием.
В «Балканском рубеже» есть и более прозрачные ассоциации – врач из НАТО, который одной рукой лечит, а другой – калечит, очень напоминает о вполне реальной фигуре того времени.
Про Сербию и настоящую историю
Перед тем как побывать в Новосибирске, режиссер Андрей Волгин, сценарист Андрей Анайкин и актер Антон Пампушный ( Андрей Шаталов) показали картину в Белграде.
– Хорошо прошло, огромный зал – 4000 человек. Такая энергетика, очень серьезная. И мы понимали, что не зря все это сделали, – сказал режиссер картины.
– Для них эта история еще не закончена, – говорит Антон Пампушный. – Судя по тем событиям, которые там сейчас происходят, все возобновляется.
Андрей Волгин подчеркивает, что это не политический фильм.
– Мне кажется, мы достаточно честно показали историю. И люди, которые смотрели фильм, должны понимать, что это не агитка.Там есть острые углы, которые остались в нашей истории. И говорить о том, что это просто патриотичное кино – нет, оно не такое. Пытались сделать его максимально честным. И это не документальное кино. Оно художественное. А в художественном кино всегда есть часть вымысла. Но, тем не менее, все наши сцены – большинство сцен, – построены на воспроизведении тех ситуаций, которые происходили на самом деле.
Правда, были моменты, которые слегка зацепили и меня: в конце картины есть минутный кадр – полковник несет на руке девочку из Сербии. Как-то слишком уж в лоб? Оказалось, этот кадр режиссер добавил под впечатлением посещения памятника Алеше, потому что за год до работы над картиной он побывал в Болгарии.
– Я бы хотел сказать насчет патриотизма, – говорит Антон Пампушный. – Если в картине присутствует российский флаг – это не значит, что мы герои. Он был на колонне? Был. Это факт.
Ясно одно – вот совсем уж с маленькими детьми на этот фильм идти не стоит: о некоторых ужасах войны лучше узнать в более взрослом возрасте. Кино это очень кровавое, с полным комплектом из оторванных конечностей, отрезанных голов и пуль в голову. Зато музыка подобрана идеально: тут тебе «Сплин», «ДДТ», «Серьга» и, конечно, «Кино».
– Нужно снимать кино о наших парнях, которые служат в армии, защищают нашу родину – не важно, на каких рубежах, – считает Евгений Хаваев, член правления Новосибирского отделения Российского союза ветеранов Афганистана. – Потому что это продолжение поколений наших прадедов и дедов – Отечественная, Афганистан, Чечня… В «Балканском рубеже» десантники не дали занять американцам аэропорт. И хотя сам фильм мне еще предстоит посмотреть, и, может, есть какие-то в нем неточности, но важнее – суть. Чтобы донести до нашей молодежи, что такое патриотизм. Впрочем, патриотами рождаются. И если что-то случится, они пойдут защищать своих родных и близких, и вас. Какой-то процент сбежит, испугается. Остальные обязательно придут.