«Блюз состоит из трех частей: алкоголь, девчонки и табакокурение». Легенда русского рока – Евгений Маргулис – выступил с концертом в Новосибирске. Главный специалист по блюзу встретился с корреспондентом VN.ru и рассказал, что думает о политических песнях, Янке Дягилевой и что общего у шансона, рэпа и блюза.
- Формат квартирника сегодня популярен? Что это – попытка понастальгировать или противопоставить что-то иное современной популярной музыке из телевизора?
- И ностальгия, и хочется показать артиста не в перьях, какими привыкли видеть зрители, а в нормальном обличии и нормальной публике. Публика у нас только своя, она приходит посмотреть на артиста, как он без всех этих гаджетов и мишуры выглядит на сцене. У нас нет случайных людей, какие могут быть на концертах, нет случайных вопросов, приставания: «Дайте автограф», «Можно ли с вами сфотографироваться» и прочее. Мне нравится этот формат. А насколько он популярен? Ну, если нам подписали третий сезон в телевизоре, значит, он популярен.
- Кого из современных артистов и музыкантов, не рокеров, тех, что в тренде, вы бы выделили и почему?
- У меня нет такой упертости, как у некоторых моих коллег, по поводу того, что рок, и все. Для меня музыка существует двух видов – хорошая, которая нравится мне и плохая, которая мне не нравится. Все. А какими стилями и что они делают – абсолютно безразлично, главное, чтоб меня это цепляло. Я могу снять Лолиту Милявскую, я знаю ее как артистку очень давно, практически с ее детства. Она очень кайфовая. Эпатажная, но кайфовая. Когда я снимал с ней квартирник года полтора назад, мои все выли от того, что дальше пойдет Басков, Киркоров и прочие. Но после записи целовали ей руки.
- А Баскова с Киркоровым звать не думали?
- На самом деле, живьем они очень прикольные. Я тоже их знаю с детства. Но они не поют нифига. Было бы с чем пригласить, я приглашал бы всех, кто может показать, на что он способен. Не фонограммного артиста, а именно живика, и показать, как он сочиняет песни.
- Вы упоминали, что в детстве вас поразил Александр Галич, который был заклеймен как антисоветчик. Запрещенный мейнстрим того времени. Хотелось ли вам протеста в творчестве?
- Не совсем антисоветсчик, он был просто другой. Черчилль великий сказал: «Если не бунтуешь в юности, значит, у тебя холодное сердце. А если бунтуешь в старости, значит, ты старый дурак». К молодежи отношусь нормально, а когда старики начинают что-то бурчать – вот ответ на вопрос. В детстве да, было желание исполнять протестные песни. Структура четырех составляющих песен советского времени – песни о партии, песни о любви к партии, песни о профессии и песни и песни о любви к профессии. И все, что выпадало из этого тренда, становилось протестом.
- А как вы относитесь к современным молодым музыкантам, которые исполняют политические песни? Должен ли вообще музыкант поднимать острые политические темы?
- Каждому свое. Если получается хорошо, и видно, что человек в курсе того, что происходит, это да. А когда медийное лицо начинает что-то нести, не понимая вообще, что происходит, это бред сивой кобылы. Я лично в последнее время осторожничаю. Не в смысле того, что я чего-то боюсь, а в смысле, если бы я глубоко знал материал, я бы об этом говорил, а просто так бухтеть из-за того, что медийное лицо, я не хочу. Неокрепшие умы воспринимают это не так, как ты себе представляешь то, что ты хотел сказать.
- Как вы считаете, блюз и шансон – имеют общие корни? Ведь блюз – отдушина для черных невольников, шансон, особенно блатной, для невольников тюремных.
- Общего – три аккорда. Те же самые могучие три аккорда.
- А что с более современной музыкой афроамериканцев – рэпом? Что общего у этого направления с блюзом? Каждый из них был протестом своего времени.
- Сейчас все бросились проговаривать тексты. У одних это получается. Но когда начинаешь смотреть аналоги, того же Эминема, Снуп Дога, у них тексты то такие, тяжелые. А когда начинают наши петь, ругаясь матом, что-то не в кайф, хотя достойные ребята есть. Noize МС прекрасный, Васька Вакуленко (Басту), Смоки Мо, Лигалайз – отлично. А андеграундный рэп – какая может быть тюремная тематика у рэпера из города Верхнего Кислодрищенска?
- Кого бы вы назвали лучшим блюзменом?
- Джими Хендрикса, Led Zeppelin, Кеб Мо, да дофига. Из современных - Джо Майер офигительный совершенно. Но это не совсем блюз, это музыка с использованием блюзовых элементов. То, чем я и занимаюсь, я не играю чистый блюз. Английским словом это называется contemporary.
- Как вы относитесь к современным вокальным шоу, скажем, «Голос»? Помогают ли они музыкантам пробиться к славе?
- Сейчас идет шестой сезон, и за время шести сезонов толком никого не появилось. Появился Антон Беляев, но он изначально автор. А все эти караочные певцы, ну, поют хорошо, и что дальше-то? Всегда интересны люди, которые занимаются авторской музыкой. Наргиз – абсолютнейший кавер, она не пишет ничего, а те песни, которые исполняет, ей писал Фадеев. Тинка Кузнецова (кстати, в субботу вышел с ней квартирник) она хороша, потому что изначально была заточена на народное творчество, и зацепила лет 10 назад. Долго искал возможность ее отснять, потом ее прибило немножко пафосом после «Голоса». Она где-то годик покобенилась, а потом все стало нормально и она у меня отснялась.
- Считаете ли Чижа блюзменом? Недавно у нас в Новосибирске проходил концерт. Билеты раскупили почти за месяц. Как считаете, в чем причина такой популярности?
- Потому что он народный. К блюзу, конечно, его причислить достаточно сложно, но он такой настоящий, советский, кайфовый.
- Вопрос региональный. Из новосибирских музыкантов вы знакомы с Калиновым мостом, они были на Квартирнике. А кто еще, может быть, Янка Дягилева?
- Янка – не мое это. Такое бабское крикливое. Янка Дягилева, Летов… Что-то я не въехал. В детстве еще не въезжал в то, что они делают. Хотя считаю, что талантливы, но не мое. Из Новосибирска я выделю команду, с которой мы делаем квартирники. Они новосибирцы.
- У вас шоу с намеком на возраст – 64 года. Когда музыкант должен уходить на покой?
- Пока у меня есть возможность удивлять и удивляться, и чувство иронии к самому себе и тому, что я делаю, все будет хорошо. Неважно, сколько лет я еще прокукарекаю. Когда исчезнет одна из составляющих – все, можно уходить со сцены.