Иван – необычный ребенок. К нему и подход нужен особый. Для этого Екатерина с сыном посещали коррекционные центры, нанимали специалистов, но преподавателей в лучшем случае хватало на месяц. И вот спустя несколько лет ребенок может не только не бояться окружающих, но и пойти в 1-й класс.
– Первый человек, который смог с нами работать, это специалист из центра прикладного анализа поведения НГУ, там с Ваней занимались год, я за это время сама научилась с ним работать и потом еще год занималась с ним сама. За это время мы открыли ресурсный класс, – рассказала мама Ивана Екатерина Заломова.
Ресурсный класс – это специальная программа, в рамках которой дети с аутизмом учатся вместе. При этом у каждого ребенка есть индивидуальный план. Часть времени они учатся в обычном общеобразовательном классе, а часть проводят в отдельном.
– Каждый из детей зачислен в обычный общеобразовательный класс, это полноценный инклюзивный проект, но инклюзия проходит очень аккуратно, очень постепенно, – сообщил общественник Евгений Бондарь.
За каждым учеником закреплен помощник, который сопровождает в учебном процессе, направляет, подсказывает. Тьютор не может вмешиваться лишь в диалог учителя и первоклассника.
– По мере того, как ребенок осваивает какие-то умения, навыки, тьютор отдаляется, он снижает уровень подсказки, он меньше участвует в образовательной деятельности ребенка. В идеале тьютор становится ненужным, когда ребенок научится справляться со всем сам, – сообщила учитель ресурсного класса Елена Колесникова.
В общей сложности по уникальной методике учат девять детей. Классы создали в гимназии «Горностай» и в школе «Перспектива». Для комфортных занятий оборудовали классы, кабинки для индивидуальных уроков, игровую зону.
– Прошло почти полтора месяца с начала занятий, негативных сигналов тревожности у нас нет. Безусловно, есть вопросы, которые всегда нужно решать. Например, как сделать так, чтобы такое обучение было не только комфортным, но и результативным. Чтобы это было не просто пребывание, а действительно адаптация, социализация. Работа идет со всех сторон, – сообщила директор образовательного центра «Горностай» Ирина Путинцева.
Несмотря на эффективность, ресурсный класс – пока только пилотный проект, хотя общественники добиваются, чтобы возможность учиться появилась у всех детей с аутизмом, но открытым остается вопрос финансирования.