Причины перенесения мощей называются разными, одна из которых следующая. В конце 80-х годов, когда в СССР торжественно отметили 1000-летие Крещения Руси, в православном мире начало возрождаться почитание святых Петра и Февронии Муромских, которые издревле считались на Руси покровителями семьи. Но, поскольку в исторических документах такие князья не значились, то возникло мнение, что Пётр и Феврония – это церковная выдумка. Подливала масла в огонь и история любви святых, в которой фигурировал змей-оборотень. Якобы от крови этого оборотня князь Пётр и заболел страшной кожной болезнью, от которой его излечила дочь пчельника Феврония.
Если брать на веру всю эту историю с оборотнем, то нужно поверить и в другие персонажи русских сказаний – Кащея Бессмертного, Бабы-Яги, Змея-Горыныча и т.д. Вот для того, чтобы разубедить неверов, и было затеяно перенесение мощей святых, реально существующих. Но как же тогда исторические документы, где и слова нет о князе Петре, который правил Муромом в начале 13-го века? Оказывается, был такой князь, только звали его не Петром, а Давидом. То есть в житие святых закралась ошибка, и с именами всё было наоборот.
На самом деле Муромом правили князь Давид с супругой Евфросинией, которые в старости приняли иночество с именами Пётр и Феврония. Об этом, кстати, говорится в дореволюционном «Полном православном богословском энциклопедическом словаре», выпущенным издательством П.П. Сойкина. Умерли любящие супруги в один день и час, и чудесным образом оказались в одном гробу, что вкупе с их благочестивой жизнью, наполненной любовью друг к другу и к своим детям, стало основой для того, чтобы считать их образцом семейной жизни и взаимной любви.
Ну, а сама эта история со змеем-оборотнем и коварной девицей, окрутившей богатого жениха, была придумана в 16-м веке иноком Еразмом с названием «Сказание о Петре и Февронии». Вот на основании этого сказания и родилась широко тиражируемая различными СМИ история. На самом же деле, заболевший кожной болезнью князь Давид (будущий инок Пётр), услышал Голос, повелевающий ему отыскать дочку пчельника и жениться на ней. После того, как князь это повеление исполнил, болезнь его навсегда покинула, и прожили счастливые супруги всю свою жизнь в любви и согласии.
Автор композиции в Новосибирске — московский скульптор Константин Чернявский
26 марта 2008 года в Совете Федерации на заседании Комитета по социальной политике было одобрено предложение учредить в день памяти святых Петра и Февронии, который совершается 8 июля, нового государственного праздника – Всероссийского дня семьи, любви и верности. Праздник этот неожиданно для всех стал очень популярен среди молодых людей, желающих вступить в брак, но вот венчаться в этот день было нельзя, так как 8 июля – это время Петрова поста, в который, как и во все длительные посты, венчание не производится. В связи с постом и православные молодёжные крестные ходы, посвящённые крепким и любящим семьям, стали проводиться не 8 июля, а в ближайшее воскресенье после окончания Петрова поста.
И вот тогда Архиерейский Собор 2011 года поручил Синодальной богослужебной комиссии «рассмотреть вопрос о дополнительной дате празднования памяти святых благоверных князя Петра и княгини Февронии Муромских, имея в виду желание многих христиан вступить в церковный брак в день почитания этих покровителей супружества». На следующий год такая дата была установлена – воскресный день, предшествующий 19 сентября, а если воскресенье пришлось на 19 сентября, то праздник будет в этот день. С тех и появился второй день памяти святых Петра и Февронии. В осенний мясоед (а сентябрь именно такое время) и в воскресенье венчание в православных храмах производится всегда. Тем более, что осень всегда была на Руси традиционным временем для свадеб.
И кто знает, может в будущем, с окончанием пандемии коронавируса, крестные ходы православной молодёжи будут перенесены с лета на осень. А там, глядишь, перенесут и День семьи, любви и верности, и молодожёны перестанут создавать свои семьи в дни длительных постов, что никогда на Руси не поощрялось. А там глядишь, и на памятниках святые Пётр и Феврония будут изображаться вместе со своими детьми, чтобы люди, смотрящие на них, думали не только о любви, но и о семье.