Новосибирск -11.2 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. История

День памяти святых Петра и Февронии-2021: кем были их дети

День памяти святых Петра и Февронии-2021: кем были их дети
Во многих городах, в том числе и в Новосибирске, в первое воскресенье после окончания Петрова поста проводится молодёжный крестный ход. Фото Алексея Танюшина
8 июля, на следующий день после праздника, который в народе называют Иван Купала, в России отмечается День семьи, любви и верности, приуроченный ко дню памяти святых благоверных князей Петра и Февронии. Но довольно часто этот праздник называют просто Днём любви и верности, опуская слово «семья». Может, потому что на растиражированных по всей стране памятниках святым Петру и Февронии они изображены без своих детей?

Основным источником сведений обо всех святых, прославленных Церковью, являются жития этих святых, самыми популярными из которых являются Четьи-Минеи Дмитрия Ростовского. О святом благоверном князе Петре в них написано: «Когда наступило время, он сочетался браком с благоверною княгинею Февронией, которая также происходила из благочестивого рода». Но тут же делается сноска: «Есть предание, что святая княгиня Феврония по происхождению своему была простою поселянкою, дочерью «древолазца бортника» из деревни Ласковой Рязанской губернии. Вот это предание, а не житие, и известно современным россиянам.

Предание же основывается на «Повести о Петре и Февронии Муромских», которое вскоре после их канонизации написал монах Ермолай-Еразм. Произведение это было настолько популярным, что распространялось в огромном количестве списков, передавалось из уст в уста. В рассказе И. Бунина «Чистый понедельник» героиня рассказа на память приводит выдержку из «Повести»: «Был в русской земле город, названием Муром, в нем же самодержствовал благоверный князь, именем Павел. И вселил к жене его диавол летучего змея на блуд. И сей змей являлся ей в естестве человеческом, зело прекрасном...».

Вот на этом сказочном сюжете, когда к жене князя Павла, старшего брата князя Петра, стал являться змей-оборотень в виде её мужа, чтобы силой «имать ее на блуд», и основано знание современников о святых Петре и Февронии. Тут и змей, которого князь Пётр убил Агриковым мечом, и кровь оборотня, ставшая причиной кожного заболевания князя, и хитрая девица, поставившая себе цель выйти замуж за богатого мужа, и недовольство знатных людей Мурома княгиней из простонародья, и прочее.

И хотя есть немало людей, которые ничтоже сумняшеся верят во всё это,

у здравомыслящего большинства эти сюжеты вызывают недоверие к самим святым, и даже возникает вопрос, а существовали ли они на самом деле? Действительно, в летописях нет такого муромского князя по имени Пётр. Но это следствие закравшейся в жития ошибки, в которых говорится, что князья Пётр и Феврония приняли в иночестве имена Давид и Евфросинии, но в летописях упоминаются князь Давид и жена его Евфросиния, которые в постриге приняли имена Пётр и Феврония.

То есть всё было наоборот. Так что с исторической основой всё нормально, а с именами в православии нет единообразия. Так, к примеру, равноапостольный князь Владимир в крещении получил имя Василий, но везде он называется Владимиром, и это славянское имя вошло в святцы, а преподобная Евфросиния Полоцкая, наоборот – до крещения носила имя Предислава, но вошла в историю, как Евфросиния, а имени Предислава нет в святцах. И таких примеров множество.

Что же касается жизни князей муромских, ставших святыми, то на самом деле князь Давид, правивший Муромом с 1205 по 1228 год, заболел жуткой кожной болезнью вроде проказы, и однажды во сне услышал, что излечить его может девушка Евфросиния, дочка пчельника из деревни Ласковой Рязанской губернии, но только при условии, если он женится на ней. Князь поехал в эту деревню, нашёл дочку пчельника, которая его вылечила, но, зная нравы своих бояр, решил от женитьбы уклониться. За что и поплатился – болезнь к нему вскоре вернулась.

Ну, а дальше, как в «Повести» – князь взял в жёны дочку пчельника, бояре не приняли такой брак и возмутились женитьбой князя на простолюдинке, молодожёны решили уехать из Мурома, в котором тут же начались распри. Князей уговорили вернуться, и они, правя Муромом, прожили долгую счастливую жизнь, на исходе которой приняли монашество. Проживали они в разных монастырях, но умерли в один день, а после смерти чудесным образом оказались в одном гробу.

Вот такая история счастливой семейной жизни, наполненной верностью, преданностью и настоящей любовью, которая так впечатлила русских людей, что чтить князей стали сразу после их кончины. Позже они пополнили список святых, хотя и имели детей и внуков, а в православной Церкви святые в большинстве своём монахи.

А вот почему в 2004 году патриарх Московский и всея Руси Алексий II благословил памятник святым, символизирующий любовь и лишь отдалённо напоминающий о семье, остаётся загадкой. До сих пор многие недоумевают, а почему на этих памятниках нет детей супругов? А то, что у них были дети, отражено в летописях. У Петра и Февронии детей было трое: старший сын Юрий, унаследовавший после смерти отца его престол, Святослав и дочь Евдокия, вышедшая замуж за святого благоверного князя Владимирского-Юрьевского Святослава (Гавриила). Учитывая это, православные всё чаще предлагают ставить памятники Петру и Февронии с их детьми.

Поскольку чета святых муромских князей издревле считалась на Руси покровителями брака, в настоящее время молодые люди, решившие связать свои отношения семейными узами, стараются зарегистрировать свой брак именно 8 июля, в день памяти святых. Но, увы, повенчаться в этот день не получится, так как 8 июля всегда приходится на время Петрова поста, а в пост, как известно, в церкви не венчают.

Учитывая повышенный спрос к святым покровителям брака, в 2012 году православная Церковь установила им ещё один день памяти – день перенесения в 1992 году их мощей, который совершается в воскресенье перед 19 сентября. Но этот день, хотя и воскресный, и не приходится на пост, что-то слабо приживается.

Во многих городах, в том числе и в Новосибирске, в первое воскресенье после окончания Петрова поста проводится молодёжный крестный ход, посвящённый семейным ценностям, основанным на любви между супругами. Правда, из-за пандемии коронавируса эти крестные ходы пока отложены, но остаётся надеяться, что эти ограничения временные, в отличие от постоянной любви, которую в назидание потомкам сохранили до гробовой доски святые Пётр и Феврония.

Районные СМИ

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: