Черная пятница-2016: выгода или обман покупателя

Магазины в Новосибирске и районах области активно готовятся к Черной пятнице 25 ноября, надеясь приобрести вагон и маленькую тележку вещей за копейки. Однако традиция, привнесенная к нам из США, имеет свои, российские особенности. Американских скидок 90% в Новосибирске можно не ждать, говорят и предприниматели, и профессиональные шопоголики.

В акции примут участие практически все крупные магазины и торговые сети Новосибирска, длинные списки которых уже давно красуются в Сети. Сумасшедшие скидки обещают продавцы техники, одежды, косметики, обуви, книг и всего прочего.

Но на деле далеко не все скидки окажутся по-настоящему грандиозными. Какие-то компании не озвучивают процент дисконта, какие-то заявляют: скинем только 30, максимум 40% от стоимости.

К примеру, известный магазин одежды «предоставит скидки на рекордное число позиций из ассортимента», - читаем на сайте компании. Чтобы удовлетворить спрос, там готовы «специально отшить» дополнительные партии товара.

В магазинах одежды могут предоставить скидку за рекордное число позиций. Фото с сайта pixabay.com

Готовятся шокировать щедростью и в магазине косметики и парфюмерии.

«Черная пятница там пройдет под знаком максимальной экономии, — читаем на сайте. — Скидка 35% распространится почти на весь ассортимент товаров».

В книжном интернет-магазине к распродаже тоже готовы, но честно заявляют: ожидать скидок в 70-80% не стоит, но предложения с дисконтом в 15-25% будет найдено точно.

Торговые центры обещают скидки аж до 70%. Известный супермаркет устроит грандиозную распродажу непродовольственных товаров со скидками от 30 до 70%. Покупателей электроники и бытовой техники порадуют скидки до 30%.

Большие толпы народа собираются в магазинах в Черную пятницу. Фото с сайта pixabay.com

Причин для «утилизации» в ноябре нет

Купить хороший товар за 10% его реальной стоимости невозможно, уверяют маркетологи. В качестве отрезвляющей информации они приводят веский аргумент: причин проводить «утилизацию» товара в ноябре у продавцов в России просто нет.

- Черная пятница попадает на предпраздничный период, это время предполагает большие продажи, а следующие за ним скидки в январе «подчищают» полки магазинов, - считает генеральный директор маркетингового агентства Vein Technologies Оксана Салихова. Продавцы хотят увеличить этой акцией объемы продаж и привлечь новых клиентов. За это магазины готовы дать умеренную скидку, но не больше того.

Отзывы участников Черной пятницы в Новосибирске за прошлый год, их мы нашли на популярном форуме, все как один похожи: люди ожидали большего.

«В Летуаль на мыло «ручной работы» даже ценники не все успели переклеить. Была цена 1290 руб. за кг., стала - 2000 руб. за кг. После этого посчитали скидку 50%. На мои вопросы отмолчались, противно», - пишет на форуме жительница Новосибирска под ником Mamared.

«Попал на распродажу в МЕГУ почти случайно, — пишет новосибирец «Алешка». — В широком смысле тухленькие были скидки, никакие. Впрочем, аксессуар один приобрел, собирался к НГ прикупить, а тут на 25% честно уценили, без сожаления достал кошелек».

«В России не может быть реальных распродаж, — сетует женщина, подписавшаяся как Freken Bok. — Единственное, когда распродажа реальна, это когда торговое предприятие закрывается-ликвидируется. Во всех остальных случаях – обман».

Мнения экспертов

Наталья Анисимова, специалист по маркетинговый коммуникациям:

- Черная пятница — большая онлайн-распродажа года. Идея подобной распродажи успешно реализуется в Китае и США. Я участвовала в распродаже в Китае, цены на некоторые товары действительно значительно снижены. Но не стоит обольщаться —  магазин никогда не будет работать себе в убыток. Любое снижение цены должно быть оправдано с точки зрения реального бизнеса.

Евгений Пятковский, бизнесмен:

- Черные пятницы выгодны, но не все и не всегда. Я руководил сетью магазинов модной одежды и по личному опыту знаю, что в такие дни берутся разбитые линейки размеров, товары с косяками, на них выставляются скидки до 90%, а на баннерах пишут до 90% на все. По закону все чисто, а по сути — обман. Люди бегут, хватают все подряд, они не сравнивают даже цены. По-человечески — Черная пятница это просто массовый обман сознания людей.

Ростислав Антонов, общественник, лидер общества «Гражданский патруль»:

- С товарами, приобретенными на таких распродажах, к нам не обращались, но я допускаю, что там они могут быть разного качества. Стоит напомнить новосибирцам, что никакие акции и скидки не могут отменить действующее законодательство в сфере защиты прав потребителей. Следовательно, если права потребителя будут нарушены, он сможет их защитить сам или обратившись в специализированные организации. В законе о защите прав потребителей нет такого понятия как «черная пятница» и, соответственно, нет отдельных, особых для этого дня правил продажи и ограничений прав потребителя.

Справка

Исторически Черной пятницей называют пятницу, следующую после Дня благодарения в США. С нее начинается традиционный рождественский сезон распродаж. Обычай устраивать распродажи в этот день установился еще в XIX веке. Термин «Черная пятница» впервые появился в Филадельфии и означал сильные пробки на дорогах в пятницу после Дня благодарения.

Фото вверху: В Черную пятницу покупатели надеются купить много вещей с огромными скидками. На деле все оказывается не так радужно... Фото с сайта pixabay.com