Бейбит Мухамедин: «Как сделать филармонию модной»

Руководитель одной из крупнейших филармоний России Бейбит Мухамедин раскрыл карты обозревателю «Советской Сибири». Фото Михаила Фокина.
В субботу, 1 февраля, в Новосибирской филармонии стартует продажа годовых абонементов. Материал опубликован в газете «Советская Сибирь» №4 от 22 января 2020 года.

Кто ходит слушать классику и почему этот вид развлечений самый трудный? Может ли государственный концертный зал стать местом «тусовки»? Должна ли филармония зарабатывать или перед ней стоят другие, более высокие цели? За чашкой чая руководитель одной из крупнейших филармоний России Бейбит Мухамедин раскрыл карты обозревателю «Советской Сибири».

Вот уже четвертый год Бейбит Мухамедин занимает пост гендиректора Новосибирской государственной филармонии. За это время сформировалась новая команда, главная задача которой развивать музыкальное учреждение и делать интересные проекты. Интересные как для жителей мегаполиса и его гостей, так и для земляков, проживающий в сельских районах. Такие задачи в том числе ставят перед госфилармонией региональный минкульт и национальный проект «Культура».

— Сейчас среди всех учреждений культуры филармонического сообщества существует внутренняя конкуренция, — рассказал Бейбит Мухамедин. — И так как мы одна из крупнейших филармоний в России — сейчас у нас работает более 800 человек, 19 творческих коллективов, — понятно, что пристальное внимание нам уделяет как правительство Новосибирской области, так и Министерство культуры РФ. Такая ситуация некоторой неформальной конкуренции и диктует все наши планы. Мы потратили много сил, чтобы сформировать новый пул, новую «дорожную карту» на много лет вперед. А самое главное, мы уже доказали, что филармония в нынешних тяжелейших условиях действительно может приносить прибыль.

К слову, Новосибирская филармония — одно из немногих учреждений культуры России, которые планируют свою жизнь на пять лет вперед. Сейчас здесь готовы начать продавать билеты и абонементы на 2020–2021 годы: старт продаж — 1 февраля 2020 года.

Что нам стоит на гастроли?

Зрителя можно привлекать по-разному. И пожалуй, самый дорогостоящий и трудозатратный способ — гастроли. Еще совсем недавно главенствовало мнение, что финансирования на масштабные поездки по районам области не собрать. Однако оказалось, что при правильно составленной дорожной карте всегда можно найти выгодное решение.

— Конечно, если отправлять только один симфонический оркестр ради одного концерта — это очень неудобно. Поэтому мы и придумали кустовой проект, — объяснил Бейбит Мухамедин. — Например, выезжая в район с симфоническим оркестром, концерты дают еще несколько коллективов-спутников. Они базируются в райцентре и разъезжаются по селам района. А на следующий день все коллективы собираются в одну симфоническую программу. Таким образом, мы делаем не один концерт, а минимум шесть.

— А что касается зарубежных гастролей?

— Мы понимаем, что музыкантам нужно выезжать на гастроли. Потому что именно на гастролях они растут как творческие личности. Выезжая, они получают новую творческую энергию. Для этого мы постарались продумать отдельную гастрольную дорожную карту каждому коллективу и начали изыскивать средства для поездок. Скажем, симфонический оркестр за последние три года был на гастролях шесть раз. А в минувшем году наши музыканты побывали в Великобритании, Германии, с успехом выступили в Китае. Мы первая филармония Сибири, которая выступила в самом лучшем новом концертном зале России — московском «Зарядье». Сейчас мы в год даем более 1,5 тысячи концертов, из них около 450 — по районам области. За счет средств от дохода сделали, помимо государственных заданий, еще пять больших фестивалей в регионе, стали выезжать в отдаленные районы. И выезжать не маленькими коллективами, а большими. Например, мы побывали в Северном районе, там, где симфоническая музыка в присутствии симфонического оркестра давно не звучала.

Как увлечь зрителя

— Современная культурная пирамида интересов самого обычного зрителя, без специального образования, выглядит следующим образом, — рассказывает Бейбит Мухамедин. — По итогам маркетингового исследования, на самой ее верхушке находится цирк с самым большим количеством зрителей — как универсальное, простейшее аудиовизуальное зрелище. Человек выходит с представления, получает положительные эмоции «верхнего» звена и через некоторое время уже требует новых впечатлений. Следом за цирком идут кинотеатры — с попкорном, кока-колой. Кстати, сейчас кинотеатры переживают кризис. Я сам хожу в эти учреждения, мониторю. И вижу, что в самые топовые дни, на самые лучшие фильмы приходит очень немного людей. При этом и организаторы с продюсерами говорят, что по всей стране идет отток зрителей из кинотеатров. Это, кстати, не касается ситуации с посещением премьерных фильмов.

— Потому что теперь есть Интернет, а там можно найти практически любой фильм...

— Конечно. Вы приходите в кино по большей части отдохнуть, развлечься. Перезагрузились, вышли… На следующей ступени после кино идут театры. Скажем, вы приходите в оперный театр — это дорогая история. Но раз в год вы можете себе это позволить. Сначала вы видите прекрасные декорации и артистов. Вам все ясно и понятно. Красиво. Затем слышите оркестр. Круто! В итоге есть о чем поговорить, что обсудить на работе. Затем в рейтинге идут музеи, в которые вроде бы для престижа должен сходить каждый интеллигентный человек. Здесь уже необходимо понимание, что перед нами. И если нет искусствоведа, вам это будет сложно понять. А в самом основании пирамиды находится филармония. Здесь вроде бы даже смотреть уже не на что! Сидят 120 музыкантов, чтото играют, а что играют — непонятно… И чтобы понять этот процесс, нужна как минимум определенная подготовка и хотя бы начальное музыкальное образование. Процесс восприятия исполнительского искусства очень сложен для человека неподготовленного. Он требует максимально аккуратной настройки внешней среды, уровня исполнения, продвижения, имиджа и так далее. И просто прийти, скажем, на концерт симфонической музыки обычному человеку непросто. Непросто, потому что хочется идти туда, где ты что-то в этом понимаешь и получаешь удовольствие от посещения. А если ты пришел в зал неподготовленным, через 15 минут максимум ты начнешь смотреть по сторонам, считать количество рядов, кресел… В этом и есть самая серьезная и непростая работа по организации и привлечению в филармонические залы нового слушателя. Того слушателя, который получит тот самый «продукт», который будет иметь полноценное «полновкусие» после концерта и который вновь захочет посетить концерты филармонии, получить новые «вкусовые» эмоциональные ощущения. Поэтому нам пришлось немного изменить тактику. Стало совершенно ясно, что залы филармонии в первую очередь должны стать модным местом. И зритель должен хотеть не просто прийти и послушать классическую музыку, а в первую очередь «потусоваться». Например, найти знакомых, пообщаться. Просто открыть двери филармонии и войти в зал, где можно «без галстуков» повидаться с друзьями, поймать волну оптимизма, умиротворения и удовольствия. Опять же, чтобы воплотить эту идею, мы иногда реализуем с различными компаниями социальные проекты разной направленности. Вот для примера. В 2019 году провели чемпионат России по брейк-дансу. И кстати, результат, как говорят, налицо — десятая часть тех детей, которые сделали селфи у нас в залах, потом привели сюда своих родителей.

Заново родиться

С 1 декабря 2019 года Новосибирская государственная филармония при поддержке правительства региона развивает новое перспективное направление — виртуальный концертный зал.

— Да, это суперсовременное техническое оборудование может и принимать, и передавать сигнал трансляции концерта. В перспективе мы хотим открыть в районах области свое представительство виртуальных залов, чтобы иметь возможность транслировать концерты наших коллективов в Чулым, Тогучин, Краснозерское и так далее. Для этого все необходимое в районах есть. Ранее на территории Новосибирской области был реализован федеральный проект по прокладке в отдаленные районы дорогостоящего оптоволоконного кабеля. Мы хотим использовать этот ресурс для организации там мини виртуальных залов филармонии.

— Кстати, зачем слушать живую музыку именно в концертном зале?

— На самом деле звук — это медицинский инструмент. С точки зрения физики звуковой сигнал, особенно от музыкальных инструментов, путем вибрации производит на вас эффект медицинского массажа ваших внутренних органов. И многие мои коллеги, бывает, приходят ко мне после концерта и говорят: «Знаешь, я посидел, послушал, и что-то со мной хорошее произошло». А дело-то в том, что именно в этих залах можно отключиться на время и даже уснуть. Никто вас не осудит. Потому что вы сидите как в колбе — кресло позволяет полностью абстрагироваться благодаря его строению, зритель смотрит только на сцену. И если вы отключаетесь, это значит, что у вас происходит переключение — говоря современным языком, апгрейд, перезагрузка. На уровне физики происходит вот что. Вроде бы вы ничего не делали, но эмоционально за время концерта вы стали другим человеком, потому что звуковой поток прошел через ваше тело и в прямом смысле вас отформатировал. Все ваши мысли, переживания и заботы разложил по полочкам.