Представители планетариев и астрономических клубов, разумеется, двумя руками «за».
- Конечно, уроки астрономии необходимо вернуть в школы, — уверена специалист Планетария при Сибирском университете геосистем и технологий Виктория Дамм. — Это расширит кругозор школьников, оторвет их от компьютеров. По работе нашего планетария мы видим, что им все это очень интересно.
Рады происходящему и другие представители научного сообщества.
- Ликвидация школьной астрономии выгодна была только религии, — считает ведущий инженер Института цитологии и генетики СО РАН Анатолий Белкин. — Ведь именно она ликвидировала последнее местожительство богов. На небе, во Вселенной, как выяснилось, боги не живут. Но, с другой стороны, астрономия способствовала прогрессу религиозного мировоззрения. Раз бога нет на небесах, значит, он находится в душе человека. Вот круг и замкнулся. Если легче человеку, когда в его внутреннем мире существует бог, пусть верит в него, лишь бы в религиозные экстремисты не подался. Так, что я за возвращение астрономии в школу. Человек, которому не безграничны красоты Вселенной, обладает большей духовностью.
Представители планетариев и астрономических клубов двумя руками за возвращение астрономии в школьную программу. Фото с сайта pixabay.com
Алексей Герасев, ректор НГПУ, на базе которого теперь будут готовить кадровый резерв преподавателей астрономии, тоже не скрывает своего энтузиазма:
- Министр образования и науки РФ Ольга Васильева выступила с инициативой о возвращении астрономии в школьную программу, — уверен ректор. — Лично я рад такому предложению, поскольку всегда считал, что астрономия — это очень важно, так как курс интегрирует ряд школьных предметов, таких как физика, химия, влияет на формирование мировоззрения выпускника и способствует в целом повышению качества общего образования. При этом звучат в дружном хоре голосов и доводы против астрономии:
- Астрономия — это, безусловно, наука интересная и полезная, но выделять ей отдельный урок в школьном расписании слишком расточительно, - считает преподаватель, психолог Анна Андреева. — Есть еще генетика, она тоже интересна и полезна, но ее изучают в рамках курса биологии. А как насчет правоведения, экономики? Да простят меня любители астрономии, но, как по мне, эти науки гораздо нужнее в повседневной жизни. А им также нет места — их совмещают с обществознанием. С другой стороны, есть немало предметов, продолжает Анна Андреева, которые не помешало бы ввести в школьную программу. Например, «мировая культура» или «этика и этикет». Второй иностранный язык есть далеко не во всех школах. А особая роль астрономии в школьной программе была нужна в условиях «космической гонки» СССР и США. Сейчас ее актуальность вполне справедливо вызывает сомнения.
Не рады тому, что учебная программа пополнится еще на один предмет, и многие рядовые мамы.
- Моя дочь учится только во втором классе, — говорит Вера Матвеева. – У них уже сейчас нет времени встать и побегать, размяться и отдохнуть между уроками. Перемены в лицее, где учится ребенок, сократили до неприличия.
Пока, говорят в педагогическом сообществе, никакого официального приказа о возвращении астрономии в школы нет. Скорее всего, процесс начнется в следующем учебном году. Курсы практической астрономии для школьных физиков должны открыться уже в январе.
Напомним, астрономию исключили из школьной программы еще в 1993 году, но ее следы по-прежнему можно найти во многих школах Новосибирска. В аэрокосмическом лицее такой предмет преподают в десятых классах. В школе №210 астрономия есть в рамках так называемой внеурочной деятельности. Остались старые школьные учебники, есть даже школьный телескоп. Как здесь считают, если не углубляться в законы Кеплера, астрономию вообще можно преподавать с начальной школы.