Новосибирск -14.2 °C
  1. ОБЩЕСТВО
  2. Имидж

Александр Авсейков: транспорт, инновации и культура определяют развитие Новосибирска

Александр Авсейков: транспорт, инновации и культура определяют развитие Новосибирска
Александр Авсейков назначен на должность заместителя министра строительства региона – главного архитектора Новосибирской области. Фото Алексея Цилера
Как развивать архитектуру Новосибирска, что происходит с границами «Академгородка 2.0», какие возможности для развития территорий дает понятие «агломерация», новый главный архитектор области Александр Авсейков рассказал в своем первом эксклюзивном интервью.

Александр Авсейков также ответил на вопросы, как опыт работы в Томске и Череповце поможет сочетать активное развитие и интересы инвесторов с бережным отношением к памятникам культуры в Новосибирской области. 

– Сузун, Колывань, Куйбышев (Каинск) – в Новосибирской области немало муниципальных объектов с застройкой 200-летней и более давности. Как учитывается фактор архитектурной гармонии малых городов при строительстве новых зданий?

– В Сибири очень много городов с богатым историческим прошлым, где сохранилось много памятников истории культуры. В проектах генпланов, в правилах землепользования эти территории выделены как особо охраняемые. Все проектировщики, застройщики, которые занимаются новым строительством, обязаны это учитывать.

Согласно действующему законодательству, на такие территории необходимо выполнять проект границ исторического поселения. Проектом определяются не только сами границы поселения, но и требования соблюдения всех регламентов по целому ряду параметров прилегающих территорий по ограничению строительства: по высоте, по плотности застройки, по внешнему облику, применяемым материалам и т.д. Если строго следовать требованиям этих документов, то не будет и проблем. Генеральные планы не будут утверждены, если не будут включать в себя документы по особо охраняемым территориям с соответствующими регламентами. Это, прежде всего, проекты границ исторических поселений и проект зоны охраны и регулирования застройки.

Если это не историческое поселение, но есть памятники истории и культуры, то должны быть списки объектов, согласно которым органы охраны объектов культурного наследия должны вести паспортизацию, следить за регламентами по реконструкции и реставрации объектов культурного наследия. 

До 90-х годов действовали крупные проектные институты, и каждый проект проходил целый ряд фильтров. На выходе получали безопасную, прочную, выполненную в едином стиле застройку. В 90-е годы появился некий «творческий простор», в проектировании, как и в строительстве, мы ушли в рыночные отношения. И получили, помимо государственных, негосударственные экспертизы. Иногда вызывают недоумение некоторые положительные заключения таких экспертиз по проектным решениям. 

Часто наблюдается эклектика застройки, в том числе и на территории Новосибирской области, например, в Колывани, Мошково, Сузуне. Понятно, что там нет особых ресурсов, чтобы заказать хороших проектировщиков и застройщиков. Отсюда и возникает разностилевая, провинциальная, скажем честно, застройка.

Колывань фото Аркадия Уварова

В Колывани много памятников культуры и истории. Фото Аркадия Уварова

Но многое зависит и от самих людей, от их отношения к месту, где они живут. Есть и возможности административного ресурса. В исторической части городов, если у здания есть собственники, которые имеют возможности их содержать – достаточно их организовать: когда один начинает приводить объект в порядок, другой старается сделать также. И так – целая улица может постепенно преобразиться.

– В какой степени реализация нацпроекта «Жилье и городская среда» поможет улучшить облик городов и состояние жилищного фонда? 

– В соответствии с национальной целью, установленной Президентом РФ в рамках национального проекта «Жилье и городская среда», на территории Новосибирской области планируется реализация 4 региональных проектов, в том числе: «Жилье» и «Формирование комфортной городской среды». Они подразумевают, что дворовое и общественное пространство должны быть максимально благоустроены. Есть перечень мероприятий, которые реализуют региональные министерство строительства и министерство ЖКХ и энергетики. 

Наше участие в этих программах необходимо, так как мы должны помогать в части подготовки дизайн-проектов – дворовых территорий и общественных пространств. Приказом Минстроя создана рабочая группа, которую возглавляет лично министр, куда входят специалисты, в том числе и главные архитекторы – области, города – и представители общественности. В числе актуальных направлений работы – подготовка Новосибирска к Молодежному чемпионату мира по хоккею. Мы стараемся распространить наш опыт на муниципальные образования Новосибирской области. 

благоустройство фото Виктора Боровских

Дворы в Новосибирске преображаются в рамках национальных проектов. Фото Виктора Боровских

Здесь я бы выделил два направления. Первое – работа по созданию «дизайн-кода» Новосибирска. Необходимо создать и эстетизировать новую городскую среду. Второе направление – устранение «визуального мусора». В Саратове в 2016 году было выездное совещание под руководством Игоря Шувалова совместно с КБ «Стрелка». Тогда впервые разработали понятие «дизайн-кода». И тогда же появился термин «визуальный мусор»: можно все покрасить, сделать элементы дизайна, ввести современные арт-объекты, но если рядом будут находиться пятна грязи, неказистые заборы, неухоженные деревья – усилия окажутся бесполезны.

Поэтому работать надо в двух направлениях: избавляться от «визуального мусора» и работать по эстетизации городской среды.

Если брать примеры мировых мегаполисов – Сингапура, Сеула, Парижа – что там обычно делают, что создает впечатление о комфортности проживания? Это прежде всего: въезды-выезды из города, вокзалы, места массового пребывания – площади, парки, скверы, бульвары, набережные – основные магистрали («гостевые маршруты»). И не только территории знаковых объектов, памятники истории архитектуры, но и площадки вокруг крупных комплексов, гипермаркетов. Если все эти территории благоустроить, качественно следить за их санитарным состоянием, применять вечернюю подсветку, насытить их максимальным комфортом – то у горожан будет впечатление, что город в целом благоустроен. Практика показывает – что даже за три года можно такие программы успешно реализовывать, причем это не такие уж финансово емкие программы. А эффект будет. 

– Есть ли градостроительные нормы, позволяющие ограничить расширение «спальных» районов вокруг Новосибирска без решения вопроса транспортной доступности? 

– Это проблема любого города. Например, когда я работал в Томске, искусствоведы принесли мне альманах 1897-1899 годов, где есть несколько статей, как в люди жалуются, что им дают участки слишком далеко от центра – это нынешний район Карла Маркса, в 300 метрах от центра – площади Ленина (бывшей базарной площади). Или взять период СССР – «Черемушки» – любой отдаленный район всегда был менее комфортным с точки зрения транспортной доступности.

Акварельный фото Никиты Давыденко

Инфраструктура в новых домах развивается при содействии региональных властей. Фото Никиты Давыденко

Но границы города, конечно же, есть. Если говорить о том, что строится на сопредельных территориях, то там все регламентировано полномочиями муниципального образования, с учетом генерального плана, а также запроса на инвестиции и развития рынка. Комплексно осваивать территорию – мечта любого архитектора и представителя руководства города и области.

Но поскольку сейчас строительство жилья – это бизнес, и многие социальные и инфраструктурные объекты становятся частью бизнес-проекта и, по сути, являются локомотивом развития, поэтому задача власти – не мешать, а помогать инвестору, чтобы он заходил на территорию, осваивал ее, и, в конечном счете, ее благоустраивал. Никто в чистом поле просто так не будет строить торговый центр. По мере застройки территории возникает вопрос строительства социальных объектов, и здесь к решению вопроса подключается власть, помогая решать, в частности, и транспортную проблему.

– В чем ключевая идея развития Новосибирска? 

– Мне Новосибирск всегда нравился как человеку, как архитектору. Это на самом деле столичный город. Есть три крупных направления, которые определяют развитие города. Прежде всего, это транспортно-логистический центр, и не только Сибири. Это крупнейший международный транспортный узел. Не зря город начинался с железной дороги, с постройки моста. Второе – науки, инновации. И, конечно же, культура: в Новосибирске огромное обилие социокультурных объектов. По этим направлениям и должен дальше развиваться город.

Новосибирск улица фото Виктора Боровских

Новосибирцы живут в столичном городе, считает главный архитектор области. Фото Виктора Боровских

Но нельзя забывать, что должны быть и предприятия, места приложения человеческого труда. Это приоритет. Но чем больше город – тем сложнее. На сегодня мы перешли одними из первых к процессу агломерации. Раньше самая серьезная проблема возникала в следующем: по федеральному закону №131-ФЗ большая часть полномочий по градостроительному регулированию территории у местного самоуправления. Если брать большую территорию, куда входит много муниципальных образований, то возникал вопрос – как создать единую, бесшовную систему градостроительной документации?

Поэтому когда мы стали создавать агломерации, главная задача была – создать единую, целостную, инженерную, социальную и транспортную структуры. После утверждения Стратегии пространственного развития России, 15 февраля я был на профильном комитете Госдумы РФ, и там мы говорили о том, что сейчас необходимо актуализировать целый ряд законов. В том числе и Закон о местном самоуправлении, Земельный и Градостроительный кодексы. Это связано с тем, что появился термин «агломерация».

– Как опыт работы в Томске и Череповце помогает вам в работе в Новосибирской области? 

– Так получилось, что я находился как бы в двух крайних точках. Томск – это исторический город, где в центральной части, на территории в 1000 гектаров, находится 3625 зданий, из них 1714 – это памятники истории и культуры, ценная фоновая застройка,  и большинство из них – деревянные. Там общественность работает как индикатор по каждому объекту. В Томске самое серьезное противоречие. С одной стороны, исторический центр, где много ценной застройки, которую надо сохранять, с другой стороны, это современный центр города, который необходимо максимально развивать. Это сложное противоречие, в котором всегда надо находить баланс. 

Александр Авсейков фото Алексея Цилера

Бывший главный архитектор Томска, Авсейков более десяти лет возглавлял управление архитектуры и градостроительства мэрии Череповца. Фото Алексея Цилера 

А Череповец – современный город, несмотря на то, что тоже имеет историческую часть. Череповец строился и развивается сейчас строго по градостроительному кодексу. Там совсем другой режим работы. Территории на торги под застройку выставляются на свободных территориях и исключительно после того, как к площадке подведены инженерные сети и дороги. Там очень высокий уровень запроса на административную и градостроительную ответственность.

В Новосибирске есть и то, и другое. Это крупный столичный город. 

– Планы развития Новосибирского научного центра предусматривают увеличение числа жителей Академгородка почти в два раза. Где будут строить жилье для новых специалистов, привлеченных к проекту «Академгородок 2.0»? 

– Эта тема очень важная и неслучайно находится под контролем губернатора, ее курирует и Правительство РФ. На сегодняшний день прошли конкурсные процедуры, заключен контракт на подготовку исследовательской работы для развития зоны опережающего развития «Наукополис» Новосибирской агломерации. В границах наукополиса расположен Новосибирский научный центр («Академгородок 2.0»). Мы сами, своими силами, вели предварительную проработку проекта «Академгородок 2.0». Задача – определить границы территории, сейчас они контурно намечены.

Правительством Новосибирской области совместно с СО РАН в 2018 году был сформирован реестр проектов в области науки и инновационной инфраструктуры, реализация которых запланирована в рамках проекта «Академгородок 2.0». Мы плотно работаем с региональным министерством науки и инновационной политики. Всего больше 30 паспортов проектов, мы уточняем границы отдельных земельных участков с учетом градостроительной ситуации, санитарно-защитных зон и иных ограничений. 

Когда мы говорим о жилье, речь не идет о том, что мы будем использовать под строительство коммерческого жилья территории в границах Новосибирского научного центра («Академгородок 2.0»). Речь идет, прежде всего, о развитии Академгородка для комфортной жизни и работы людей, которые там будут работать – ученых, представителей научного сообщества и их семей. 

Задачи поставлены грандиозные, масштабные, все рассматривается в комплексе. Надо понимать, что это теперь не только территория Новосибирска. Это и территории нескольких муниципальных образований: Кольцово, Краснообск и т.д. Мы решаем вопросы единого бесшовного территориального планирования, где будет создана общая инфраструктура.

технопарк фото Алексея Танюшина

Масштабные преобразования ожидают Новосибирский Академгородок. Фото Алексея Танюшина

Есть еще один важный момент. В конце мая мы будем в шестой раз проводить ежегодную конференцию, посвященную развитию городских агломераций России, основными вопросами которой станут стратегическое планирование и наука. Здесь, в Сибири, мы дали толчок для появления термина «агломерация». Напомню, что 13 февраля 2019 года была утверждена Стратегия пространственного развития России, где впервые официально появился термин «агломерация». 

Если говорить о жилье для новых специалистов, то проектом генерального плана Барышевского сельсовета Новосибирского района, утверждение которого планируется в 2019 году, уже предусмотрены территории, предназначенные для перспективного жилищного строительства: 

- поселок Каинская заимка – земельный участок 70 га. Здесь возможно строительство много- или среднеэтажных жилых домов общей площадью 840 тыс. кв. метров; 

- поселок Ложок – земельный участок 53 га. Здесь возможно строительство малоэтажных и индивидуальных жилых домов общей площадью 131,5 тыс. кв. метров. 

Также данным проектом предусмотрена территория для развития научной и инновационной инфраструктуры площадью 28 га, расположенная в границах поселка Каинская заимка и непосредственно примыкающая к городу Новосибирску.

– Территория Новосибирской агломерации активно застраивается. Как учитывается нагрузка на инженерные сети и экологию? 

– Научно-исследовательские работы обеспечивают выработку стратегии пространственного развития каждой зоны Новосибирской агломерации. Мы проводим анализ сложившейся градостроительной ситуации, документов социально-экономического развития региона и муниципальных образований в границах проектируемой территории. С учетом развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктуры. При этом, конечно же, учитываются экологические аспекты, сохранение в существующих границах рекреационного каркаса, представленного сосновыми борами вдоль основных водотоков, а также его качественное развитие.

На территории Новосибирской агломерации определены 5 зон опережающего развития: «Строительно-производственная зона»; «Восточная транспортно-логистическая зона», «Аэросити», «Порт Ташара», «Наукополис».

Районные СМИ

Не пропустите

Новости раздела

Новости

Больше новостей

Новости районных СМИ

Новости районов

Больше новостей

Новости партнеров

Больше новостей

Самое читаемое: