На круглом столе «Бизнес и власть: время для эффективного взаимодействия» заместитель министра промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области Максим Останин рассказал об изменении ритейла в период пандемии: «Магазины формата «у дома» начинают пользоваться большим спросом, потому что жители ограничивают себя в передвижении в крупные торговые центры, покупают товары рядом с домом. Товары первой необходимости преимущественно приобретаются в формате «у дома».
Замминистра отметил: особой актуальностью пользуются нестационарные торговые объекты, которых в регионе насчитывается около 4,5 тысячи.
По словам Максима Останина, значительно изменилась локация покупок. Крупный торговый сетевой ритейл отмечает подъем именно формата в минимаркетах и супермаркетах – потому что они так или иначе привязаны к формату «у дома». Выросла популярность формата покупок «без кассы», без кассира.
«Месяц назад мы открывали семисотый магазин «Пятерочки», где есть формат расчета за покупку без кассира - при помощи терминала. Сегодня есть заправки АЗС, где нет кассира – достаточно самостоятельно нажать три кнопки и заправиться. Также сегодня во всех крупных торговых центрах мы наблюдаем развитие вендинговых автоматов», - сказал Максим Останин.
Напомним, что вендинг-автоматы - это автоматизированное торговое оборудование по продаже самых различных товаров и услуг без участия каких-либо лиц. Эти автоматы оснащены отсеком для хранения продукции, купюроприемником, монетоприемником и специальным отделом для выдачи товара.
«Когда началась пандемия, появились трудности с доставкой товара (в мини- и супермаркетах - прим. ред.), крупный торговый сетевой ритейл стал активнее привлекать местных товаропроизводителей с собственными торговыми марками. У них появилось больше возможностей зайти со своими товарами в крупные торговые сети. Сейчас около 23% местных товаропроизводителей присутствуют в торговых сетях», - сообщил региональный замминистра промышленности и торговли.
В период пандемии коронавирусной инфекции сложнее складывалась ситуация с реализацией непродовольственных товаров. Сложность заключалась в том, что многие магазины непродовольственных товаров расположены в крупных торговых центрах, работа которых была ограничена.
По словам Михаила Останина, появился новый вид конфликта с покупателем, который вызван требованиями соблюдения масочного режима в магазинах, при этом не все покупатели его соблюдают, ведут себя агрессивно. Еще в мае 2020 региональные власти сообщили о намерении жестко требовать соблюдения масочного режима в магазинах. Все торговые точки обязаны отказывать в обслуживании клиентам, которые не носят средства индивидуальной защиты.
В числе тенденций октября-ноября – наблюдается рост количества покупаемых товаров в магазинах, однако количество самих покупателей пока не увеличивается.
«Сейчас (по количеству групп товаров) чек начал прирастать на 7%, но при этом количество самих чеков сократилось (сократилось количество покупателей в магазинах - прим. ред.)», - отметил Максим Останин. Он пояснил, что роль онлайн-продаж была преувеличена. Сейчас доля онлайн-продаж составляет примерно такой же объем, который наблюдался до начала марта 2020 года. То есть, при первой же возможности люди пошли в магазины, отдав предпочтение формату офлайн-покупок.
Замминистра также напомнил, что сегодня доля торговли занимает около 15% в валовом региональном продукте, в ней заняты более 260 тысяч человек – это первое место в СФО по числу занятых. В Новосибирской области действует 12,5 тысячи стационарных розничных магазинов, 2650 предприятий общепита, из них 1800 находятся в Новосибирске. Всего в регионе действуют 1150 оптовых компаний.
Отметим, что с 30 ноября по 3 декабря в рамках Года предпринимательства в Российской Федерации проходит «Неделя бизнеса Новосибирска – 2020». Организаторы – управление предпринимательства и инвестиционной политики мэрии Новосибирска совместно с общественными предпринимательскими организациями, государственными и муниципальными органами власти, организациями, образующими инфраструктуру поддержки и развития малого бизнеса Новосибирска.
Партнеры мероприятия: министерство промышленности, торговли и развития предпринимательства Новосибирской области, министерство экономического развития Новосибирской области, «ОПОРА РОССИИ», Агентство инвестиционного развития Новосибирской области, центр «Мой бизнес», бизнес-инкубатор «Точка кипения» НГУЭУ, МАУ «Городской центр развития предпринимательства».