Интерес публики
Первоначально 150 картин художника должны были экспонироваться с 23 декабря по 26 февраля, но сроки работы выставки были продлены на неделю в связи с большим интересом публики. Выставка была активно посещаема и в новогодние каникулы, и в последующее время – на ней побывало около 40 000 зрителей. Музей за год посещают примерно 152 000 человек, для более чем двухмесячного пребывания картин Сафронова в стенах НГХМ, 40 000 – показатель внушительный, однако не астрономический.
Среди проектов, что были предложены новосибирцам в зимнем сезоне 2016-2017, выставка работ Сафронова по вниманию к ней посетителей находилась на одном из первых мест, отмечает замдиректора музея по научной работе Светлана Голикова.
– Это был непрекращающийся поток людей и постоянный интерес к выставке в течение всего времени ее работы, – констатирует искусствовед. – Такой большой интерес может анализироваться культурологами или специалистами, изучающими особенности современной художественной жизни, потому как он – своеобразное социологическое явление, которое помогает узнать вкусы и пристрастия современного массового зрителя, посетителя музея.
На вопрос о художественных достоинствах представленных работ Светлана Павловна ответила лаконичной ремаркой:
– Музейные сотрудники не могут давать каких-либо иных комментариев, кроме следующего: да, выставка Сафронова, как и интерес к ней публики, это факт реальной современной массовой культуры и повседневной художественной жизни. В этом плане она для нас любопытна.
Критика специалистов
На критические оценки творчества Сафронова не скупились социальные сети на протяжении всего периода работы выставки ( VN.ru рассказывал, как споры, слухи и скандалы сопровождают творчество художника). Один из известных новосибирских живописцев заметил: «[Сафронов] играет на абсолютной безграмотности потребителя... Не уметь читать – стыдно, а в искусстве – нормально! Даже будут потом «свое мнение иметь», нисколько не сомневаясь...» Защитников как таковых не было, самый гуманистический посыл в защиту гламурного художника, мягко говоря, не чурающегося принтов взамен классической технологии холст/масло был такой – «надо посмотреть самим, тогда делать выводы». Посмотрели. Многие разочаровались. У картин столичной знаменитости довелось услышать: «Ой, пойдем посмотрим нормальные картины…»
Основную массу посетителей составляли люди пожилого возраста, не знакомые с интернетом, – их привлекла как медийная «раскрученность» художника на центральном ТВ, так и суперактивная реклама экспозиции Сафронова на местных телеканалах и уличных билбордах.
А то, что реклама, особенно телевизионная, эффективна, подтвердили музейщики: даже крошечный телерепортаж с любой выставки дает заметный приток посетителей.
Вообще, в маркетинговых ходах столичный гость – большой мастер. К примеру, на одной из выставленных работ кокетливо красуется красная ленточка с надписью «Продано». По словам сотрудников музея, на тот момент, когда она появилась, ни одной картины продано не было. Это был знак – мол, желаете, можете купить…
«Чес» по провинции
Интересный штрих к истории о персональных выставках маэстро. Их почти одновременно в российских городах проходит несколько. Нельзя ручаться, что перечислим сейчас все, назовем те, которые наиболее ярко засветились в Сети: с 18 ноября по 5 февраля – в Екатеринбурге, с 16 февраля в Челябинске, с 17 февраля по 26 марта – в Новокузнецке. Проводится этот «чес» по провинции, а точнее, эти выставочные проекты, как свидетельствуют СМИ, по схожему сценарию: визит к руководству региона (нередко первые лица открывают выставку), чтобы заручиться поддержкой официальных лиц и обеспечить должный пиар, пресс-конференции на самые разные темы вокруг собственного творчества, обещания тесного сотрудничества.
Скандальными оказались итоги выставки московского гостя в Иркутске, проходившей с 22 сентября по 13 ноября: неким иркутским фондом у Сафронова были куплены за миллион 200 тысяч рублей две, по мнению общественности, малохудожественные картины и подарены местному художественному музею, чьих запасников они явно не украсили.
Новосибирскому государственному художественному музею подобного дара удалось избежать, но в третий раз (после выставок 2012 и 2017 годов) демонстрировать в будущем в своих стенах произведения Никаса Сафронова музейщикам не хотелось бы. Вот мнение старшего научного сотрудника НГХМ, искусствоведа Надежды Мельниковой:
– Для того чтобы Новосибирский художественный музей оставался оазисом подлинного высокохудожественного искусства, люди, точнее, чиновники, покровительствующие реализации подобных проектов, должны доверять мнению профессионалов, давать им возможность решать принимать или не принимать данную выставку. Считаю, наш музей заслужил это право и не должен уступать своей позиции – выставлять в своих залах высокохудожественные произведения.