Президент Новосибирской федерации автомобильного спорта Армен Рутинян теперь уже с трудом вспоминает, каким был его спортивный автомобиль. Машина расширена, колеса большего калибра, двигатель мощнее. Из обычного дорожного он превратился в шоу-кар - так называемую машину для показательных заездов. Хозяин потратил на тюнинг три года. Но сегодня по дорогам на таком не проедешь - грозит штраф. Поэтому нужна сертификация.
- Все согласования не совсем понятны, сейчас пытаемся разобраться в них, читаем разные интернет-статьи, - говорит Армен Рутинян. - Таких людей как я очень много. Они спрашивают у меня как и что делать, и что же будет дальше.
А процедура действительно непростая: необходимо согласовать изменения в экспертной лаборатории, написать заявление в ГИБДД, найти сертифицированные детали, пройти техосмотр и только после получить свидетельство о регистрации переоборудования. И это относится как к мелким изменениям вроде установок дополнительных педалей, так и к крупным - спойлерам и воздухозаборникам для увеличения максимальной скорости. Но даже такие сложности не останавливают водителей.
Совершенствуя свой автомобиль, водители прибегают как к внешнему тюнингу, так и внутреннему. Замена двигателя, улучшение механических компонентов машины, а также любые наружные изменения требуют сертификации. В противном случае водители платят штраф в размере 500 рублей. Если в течение десяти дней изменения не будут сертифицированы, то это грозит лишением автомобильной регистрации.
На дорогах к автомобилю предъявляют стандартные требования: фары должны светить белым цветом, указатели поворота - желтым, фонари - красным. Поэтому некоторые виды тюнинга запрещены. Например, ксеноновые фары без автоматического корректора. А светодиодная подсветка может лишить водителя удостоверения на полгода.
- Полностью запрещены и не поддаются никаким комментариям и обсуждениям замена кузовов, рам, установка лебедок, защитных бамперов, которые выходят за пределы параметров завода-изготовителя, - говорит старший инспектор по особым поручениям ГИБДД Алексей Иволга.
Чаще всего на штрафы попадаются автомобили с газобалонным оборудованием и прямоточными глушителями. Выхлопы последних не соответствуют нормам, и в ГИБДД владельцев таких машин называют гонщиками. Популярны у габаритных средств наращивание кузова и дополнительных инструментальных ящиков. Самый любимый вид тюнинга - тонировка стекол.
- Светопропускаемость в таком случае должна быть 75 процентов. Тем не менее, водители стали больше тонироваться в этом году, так как вышел закон о 50-процентной скидке на штраф. Поэтому сейчас люди начинают чаще делать тонирование, - рассказал специалист салона автотюнинга Рудольф Динер.
Специалист автосалона считает, что самые полезные изменения в автомобилях - это тюнинг внедорожников. Для любителей сибирского бездорожья и активного отдыха в горах такие изменения необходимы. Армен Рутинян в своем автомобиле усилил бамперы, увеличил колеса, теперь планирует поездку в экспедицию по Монголии. Но сначала пройдет сертификацию.