Все начинается с крыла
Як-40 — легенда советского авиастроения. Его разработали в шестидесятых годах прошлого века. Предназначался он для местных авиалиний и вмещал до 40 пассажиров. В начале восьмидесятых его серийное производство было остановлено. Спустя три десятилетия специалисты Сибирского научно-исследовательского института авиации им. С. А. Чаплыгина вдохнули в самолет новую жизнь. Первый шаг — создание и испытание Яка с крылом из композитных материалов.
— Испытания прошли успешно. Думаю, что к концу года мы представим доработанный прототип самолета, — отметил научный руководитель СибНИА Алексей Серьезнов.
У нового самолета вырастет не только скорость, но и дальность полета — с 3 до 5 тысяч километров. В институте надеются, что модернизированный Як будет востребован не только в России. Машины такого класса используются как самолеты бизнес-класса для перевозки обеспеченных людей.
— Когда Як-40 только проектировался, керосин стоил дешевле стакана газированной воды, и главной задачей, которую решали проектировщики, было обеспечение безопасности. А экономика находилась на третьем плане. Сейчас она вышла на первый план, и самолет должен приносить доход. Мы хотели сделать на базе Як-40 борт гражданской авиации с маленьким расходом топлива, большими промежутками по обслуживанию двигателя и так далее. Если удастся наладить серийный выпуск этой модели, то это было бы удачное решение многих проблем. Например, с транспортной доступностью удаленных территорий, — подчеркнул Алексей Серьезнов.
Добавим, что в СибНИА также модернизировали самолет Ан-2, заменив поршневой двигатель (его производство было прекращено несколько десятилетий назад) на американский газотурбинный двигатель. Он получил обозначение ТВС-2МС. Два десятка машин уже начали перевозку пассажиров.
Великолепная четверка
Помимо Института имени Чаплыгина, в регионе еще три предприятия выпускают продукцию для авиационно-космической промышленности. Это известный не только в России завод имени В. П. Чкалова, Новосибирский авиаремонтный завод и Бердский электромеханический завод. В последние годы каждый из них наращивает объемы производства.
— Правительство Новосибирской области оказывает поддержку товаропроизводителям в различных отраслях промышленности. Все четыре предприятия, работающие в сфере авиации и космонавтики, на протяжении последних десяти лет участвовали в региональных программах развития промышленности. В целях формирования кадрового потенциала для НАЗ им. Чкалова была принята отдельная программа по созданию общеобразовательного консорциума. В 2016 году в форме субсидирования части затрат на приобретенное новое технологическое оборудование поддержку из областного бюджета получило АО «Новосибирский авиаремонтный завод» в размере двух миллионов рублей, — подчеркнул заместитель губернатора Новосибирской области Сергей Семка.
Самый весомый вклад из этой «великолепной четверки» вносит, конечно, авиастроительный завод. Доля объема производства Чкаловского в группе данных предприятий составляет более 85%. Благодаря внедрению новых технологий, в том числе в организации труда, приобретению нового оборудования за 2008–2015 годы предприятие увеличило объемы производства в шесть (!) раз. — Завод выполняет гособоронзаказ по выпуску боевых самолетов Су-34, осуществляет производство комплектов отсеков фюзеляжа для регионального пассажирского самолета «Сухой Суперджет-100». В 2016 году на НАЗ им. В. П. Чкалова изготовлено 23 комплекта отсеков фюзеляжа, а в 2017 году запланировано выпустить еще 32, — напомнил вице-губернатор.
Факт. По итогам 2016 года численность работающих на четырех предприятиях авиационно-космического комплекса составила 8500 человек.
Опубликовано в газете «Вечерний Новосибирск» №15 от 14 апреля 2017 года